Если азербайджанские власти приняли на себя обязательства перед Советом Европы, то их придется выполнять, и возможно, что очень скоро вопрос о политзаключенных сдвинется с мертвой точки, сказал в интервью агентству “Туран” правозащитник Гаджимурад Сададдинов, вернувшийся недавно из Страсбурга.
Hапомним, что 24 апреля он выступил с докладом перед Комитетом по правам человека и законодательству ПАСЕ. По словам Сададдинова, его выступление затрагивало несколько тем, в частности, наличие в Азербайджане политзаключенных и нарушение прав граждан Азербайджана – военнопленных, содержащихся в Армении и Hагорном Карабахе.
“Мы представили в правовой комитет свой список политзаключенных из 262 фамилий”, – сказал он. Как известно, официальный Баку не признает наличия политзаключенных в стране. Hа вопрос “Туран”, какова была реакция на этот список со стороны членов азербайджанской делегации, правозащитник ответил, что никакой реакции не было.
“Азербайджанские депутаты только слушали, не делая каких-то комментариев”, – сказал он. Помимо этого Сададдинов сделал обращение в Комитет с просьбой об изучении вопроса наличия в Армении и Hагорном Карабахе 783 азербайджанских военнопленных и заложников и необходимости назначения докладчика по данной теме. Согласно правозащитнику, все данные о военнопленных и заложниках он взял в Госкомиссии по делам заложников и военнопленных. “Факт пленения этих людей скрывается армянской стороной, и около 6 месяцев представители Международного Комитета Красного Креста не имеют возможности посещать их”, – сказал правозащитник.
Согласно Сададдинову, передает “Туран”, СЕ не хотел бы вмешиваться в этот вопрос, считая его “очень щепетильным”. Перспектива того, что он будет поднят на высокий уровень в СЕ, – “очень слаба”, полагает Сададдинов.
Очень отрадно, считает правозащитник, что в этом вопросе он нашел поддержку со стороны азербайджанских парламентариев в ПАСЕ. “Hа основе нашего обращения был инициирован и распространен документ “О заложниках и военнопленных, содержащихся в Армении и Hагорном Карабахе”, под которым подписались 20 депутатов из 17 стран”, – сообщил Сададдинов. В свою очередь член азербайджанской делегации в ПАСЕ Гюльтекин Гаджиева в беседе с “Туран” выразила удовлетворение, что в вопросе о судьбе военнопленных и заложников позиции правозащитников и членов делегации совпали.
Что касается проблемы политзаключенных, то она сказала, что позиция правозащитников в этом вопросе идет “вразрез” с национальными интересами Азербайджана. Муссирование этой темы “вредит” политическому имиджу страны. “В Азербайджане нет людей, которых можно классифицировать как политзаключенные”, – подчеркнула она.
Депутат считает, что большинство людей, чьи фамилии проходят в списках правозащитников, ответственны за совершенные преступления. При этом она не исключила возможности допущения в отношении некоторых из них “ошибки судебно-процессуального характера”. Что же до трех заключенных, которые фигурируют в требованиях СЕ как политзаключенные, – Искендер Гамидов, Рагим Газиев и Аликрам Гумбатов, то, по мнению Гаджиевой, эти люди представляют “опасность” для Азербайджана.
Депутат указала и на то, что члены парламентской делегации от оппозиции также не поднимали проблемы политзаключенных, т.к. “их внимание было сфокусировано на единой позиции всей группы по продвижению документа по геноциду и армяно-азербайджанскому конфликту”. При этом она сообщила, что ранее депутаты от оппозиции представили в СЕ список, где политзаключенными значились 50 человек, передает “Туран”.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год