Т.КАСИМОВА
Судя по всему, министр обороны России Игорь Иванов решил использовать свой визит в США для того, чтобы “радикально изменить” позицию американского истэблишмента в отношении российских угроз в адрес Грузии: “Если мы будем видеть, что бандиты идут в нашу сторону и до российско-грузинской границы осталось 10-15 км, то будет нанесен удар, поскольку другого выхода у нас нет, – заявил он в Вашингтоне. – Мы что, должны ожидать, пока боевики перейдут нашу границу и рассредоточатся? Естественно, в этой ситуации мы будем действовать превентивно, защищая свою безопасность и жизнь российских граждан”.
“Если с территории Грузии в очередной раз будет предпринята попытка, или мы увидим, что такая попытка готовится, дальше ждать, пока группа боевиков подойдет к российской границе и рассредоточится, и они начнут взрывать дома и учреждения, ждать больше никто не будет”, – отметил Иванов. По его словам, американской стороне уже представлены “неопровержимые доказательства” нахождения террористов на территории Грузии.
А армия, как подчеркивают российские СМИ, находится в десятиминутной готовности для нанесения удара по Грузии. В Грузии в свою очередь опасаются, что на российско-грузинской границе готовится масштабная провокация. Во всяком случае председатель госдепартамента разведки Грузии Автандил Иоселиани в интервью газете “Время новостей” так описал ее механизм: “Человек 80 чеченцев, сотрудничающих с федеральными властями, пойдут к границе Грузии. Вот так и начнется “операция преследования”, о чем сейчас в Москве много говорят. Погоня начнется якобы за ними. Погоня без конца. Я прошу своих коллег: не надо делать этого.
Мы ведь можем поговорить без всяких провокаций и военных действий, у нас на уровне спецслужб достаточно хорошие отношения. Дайте нам время, мы сами порядок наведем”. Если, конечно, в России действительно хотят бороться с терроризмом, то предпочтут “дать время” Грузии. Тем более, что операция грузинских силовиков в Панкиси развивается результативнее российских “зачисток” в Чечне. Но если цель Москвы на самом деле – наказать Грузию за сотрудничество с Западом, то прорыв боевиков через границу может быть инсценирован точно так же, как вечером 19 января 1990 года в Баку советский спецназ взорвал энергоблок телецентра, чтобы потом объявить это акцией “исламских террористов” и предоставить Москве повод для карательной операции советских войск.
Поэтому можно себе представить, с какой тревогой в Грузии восприняли сообщение, что 12 чеченских боевиков попытались прорваться на территорию России из Грузии – мол, они перешли государственную границу в районе ущелья Кериго, проникнув на российскую территорию почти на 5 км, и в настоящее время в Итум-Калинском районе Чечни пограничники проводят операцию по уничтожению бандитов артиллерийским огнем.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год