Заложен “первый камень” в фундамент БТД

Н.ГУЛИЕВА

В Баку дан старт строительству самого грандиозного в регионе нефтепровода Баку – Тбилиси – Джейхан (ВТС). Президенты трех стран, по которым пролегает его маршрут, – Азербайджана, Турции и Грузии – заложили “первый камень” в фундамент трубопровода, открыли на терминале мемориальные доски в ознаменование начала строительства, а также закопали в землю так называемую “капсулу времени” из нержавеющей стали с посланием к будущим поколениям. В довершение ко всему был также подписан документ о санкционировании начала работ по Фазе-2 полномасштабной разработки перспективного блока “Азери-Чираг-Гюнешли”…

“Нам мешали, но мы все преодолели…”

Именно эта фраза была главным лейтмотивом выступлений всех трех президентов. Первым делом глава Азербайджана Гейдар Алиев напомнил присутствующим о том, сколько споров и противоречий вызвало решение о начале строительства ВТС, да и вообще вся нефтяная стратегия Азербайджана. Именно с этими вопросами он связал многие громкие преступления, совершенные в Азербайджане и Грузии (побег из изолятора Министерства нацбезопасности четверых обвиняемых в измене родине, убийство вице-спикера парламента страны, попытка государственного переворота, предпринятая экс-премьер-министром Суретом Гусейновым, покушение на Эдуарда Шеварднадзе).

“Мы выявили много людей, которые, находясь в руководстве Азербайджана, работали на спецслужбы других стран, выступая против ВТС. Все это делалось с целью политического давления на нас, дабы мы отказались от нефтяных проектов”, – подчеркнул президент Азербайджана. Он заявил, что основную поддержку проекту оказала администрация США. “ВТС – это уже не иллюзия, не мечта, как считали многие. Эта сталь еще крепче объединит Азербайджан, Турцию и Грузию”. В то же время глава Грузии Эдуард Шеварнадзе назвал нефтепровод одним из самых значительных достижений за всю историю независимости Грузии, подчеркнув, что “наши недоброжелатели ничего не достигли”.

Гарант мира в регионе

Второй по рейтингу популярности темой на церемонии, было геополитическое и стратегическое значение ВТС. Об этом говорили все выступавшие, отмечая, что именно этот проект является гарантом независимости стран региона и обеспечения развития экономики. Прежде всего потому, что в поддержании стабильности государств-участников ВТС заинтересованы страны, компании которых вложили в проект крупные инвестиции. Кроме того, ВТС всецело поддерживают США. Выступая на церемонии, министр энергетики США Спенсер Абрахам еще раз подчеркнул, что разработка энергоресурсов Каспия и строительство нефтепровода BTC – одно из важнейших направлений внешнеполитической стратегии США. Он даже зачитал приветственное письмо президента США, в котором тот выразил надежду, что ВТС поможет укрепить независимость стран региона. Кроме того, свои поздравления прислали главы Франции, Норвегии и Великобритании. Стоит отметить, что ВТС снижает возможности России влиять на страны-участники проекта. Хотя, возможно, Россия решила все же бороться за наш регион до последнего шанса.

Россия конфликтует с Грузией из-за ВТС?

Этот вопрос, в основном, азербайджанским госчиновникам задавали представители грузинской прессы. Наши старались отвечать сдержанно, но при этом многое читалось как бы между строк. По словам премьер-министра Азербайджана Артура Расизаде, ВТС должен способствовать миру и стабильности в регионе, поскольку “одна из составляющих стабильности – экономическое развитие, что также должен обеспечить этот проект”. При этом он не согласился с мнениями по поводу непосредственной связи обострения отношений между Россией и Грузией с проектом ВТС.

“Мы очень обеспокоены напряжением в отношениях между Грузией и Россией, покольку азербайджанской стороне не хотелось бы, чтобы “атмосфера в регионе накалялась”, – это уже заявление первого вице-президент ГНКАР Ильхама Алиева. По его словам, Азербайджан и Грузия в прошлом пережили много трудных моментов и подвергались давлению со стороны различных государств и сил. “ВТС не направлен против интересов каких-либо стран, и власти России и Грузии должны проявить политическую волю для урегулирования напряженности в Панкисии. Это необходимо, поскольку регион и так страдает от конфликтов в Нагорном Карабахе, Абхазии, Осетии и нужно разрешать их, а не создавать новые очаги напряженности”.

ВТС охраняют всеми доступными средствами

При наличии стольких региональных кофликтов на маршруте ВТС остро встает вопрос обеспечения безопасности нефтепровода. По словам А.Расизаде, страны-участницы проекта предпринимают определенные меры по обеспечению безопасности экспортного маршрута. “Кроме того, это проект мирового значения. Если даже гипотетически предположить, что эксплуатация нефтепровода окажется под угрозой, то я абсолютно уверен, что мировое сообщество должно четко занять определенную позицию по этому вопросу”,- отметил А.Расизаде.

“Безопасность ВТС планируется обеспечивать всеми доступными средствами тех стран, по территории которых проляжет труба”, – заявил президент ГHКАР Hатик Алиев. Он отметил, что страны-участницы проекта не намерены милитаризовать трубопровод, однако меры безопасности по защите от диверсий и терактов будут приняты. В этом смысле каждое правительство должно охранять трубопровод так, как сочтет нужным. Hа вопрос, о возможном использовании в этих целях сил HАТО, Н.Алиев сказал, что “в этом нет необходимости”. По его словам, нигде в мире HАТО не охраняет трубопроводы. В то же время глава ГHКАР заявил о возможности использования опыта HАТО в борьбе с терроризмом и диверсиями. Что касается технической безопасности трубопровода, то есть вопросы сохранения его герметичности, предотвращения разливов нефти и т. д. Ответственность за это будет нести компания, эксплуатирующая нефтепровод, отметил глава ГHКАР (“Туран”),

Пополнение

Совершенно неожиданно на церемонии стало известно, что японская компания INPEX получила в проекте ВТС 2,5% долевого участия, которая образована за счет паев bp и ТPАО и должна вступить в силу в октябре. INPEX является членом консорциума, который в настоящее время ведет разработку нефтяного месторождения “Кашаган” в Казахстане, где имеет 8,33% долевого участия. INPEX также является участником разработки азербайджанского перспективного блока “Атешгях”. С учетом подключения новой компании долевое участие акционеров BTC Со следующе: bp – 32,60%, ГНКАР – 25,00%, Unocal – 8,90%, Statoil – 8,71%, ТPАО – 6,53%, Аgiр – 5,00, ТotalFina-Elf – 5,00%, Itochu – 3,40%, INPEX – 2,50% и Delta-Нess – 2,36%. (“Тренд”) По словам президента АМОК Дэвида Вудворда, стоимость строительства ВТС (длина 1760 км и диаметр в 42 дюйма) составляет 2,95 млрд. долларов. Маршрут трубопровода пролегает через 1500 рек, максимальная высота – 2,7 тыс. метров.

Казахстан – четвертый не лишний

“Многие из недавно присоединившихся к проекту компаний довольно успешно работают в Казахстане, что лишний раз подтверждает возможность прокачки по ВТС нефти из других секторов Каспия”, – заявил в своем выступлении на церемонии президент Азербайджана Гейдар Алиев. По его словам, президент Нурсултан Назарбаев уже заявлял о желании Казахстана подключиться к проекту и, возможно, эти намерения удастся осуществить в ближайше время. Однако сразу после этого президент напомнил, что запасов нефти на азербайджанских месторождениях вполне хватает, чтобы заполнить ВТС.

“Возможно, что в дальнейшем придется предпринимать меры по увеличению пропускной способности нефтепровода, так как добыча нефти только с азербайджанских месторождений может перевалить за 50 млн. тонн в год (проектная мощность ВТС – ред.)”. Президент Турции Ахмет Недждет Сезер в свою очередь подчеркнул, что готов содействовать скорейшему присоединению к ВТС Казахстана. “Я надеюсь, что в будущем маршрут нефтепровода достигнет и Актау. Присоединение Казахстана и других стран Азии к данному проекту имеет огромное значение с точки зрения укрепления регионального сотрудничества”, – заявил он. По словам же Э.Шеварднадзе, процесс подключения Казахстана к проекту ВТС уже практически начался, и “мы собираемся всячески содействовать развитию этого процесса”.

“Капсула времени”

Сразу после выступлений президенты подписали так называемое послание к будущим поколениям, которое было заключено в специальную стальную “капсулу времени”. В послании отмечается, что в первые годы XXI века начинается реализация проекта, который объединяет Каспийское и Средиземное моря. При строительстве нефтепровода планируется использовать современные научно-технические достижения человечества и передовые инженерные методы, что станет новым этапом в реализации энергетических проектов в рамках программы Восток-Запад.

В проекте участвуют ведущие нефтяные компании из Азербайджана, США, Турции, Норвегии, Японии, Франции, Италии и Саудовской Аравии, что имеет особое значение. Самым важным же фактором, как отмечается в послании, является то, что в этих проектах на глобальном и цивилизованном уровне объединены усилия людей, принадлежащих к различным религиям, говорящих на разных языках и имеющих разные традиции. (“Тренд”) После того как президенты закопали первый отрезок трубопровода, так называемый “первый камень”, в специально вырытый рядом глубокий ров была опущена и капсула.

Санкции по Фазе-2

Вчера же в Сангалах состоялась и церемония санкционирования начала работ по Фазе-2 полномасштабной разработки перспективного блока “Азери-Чираг-Гюнешли”. При этом президент Г.Алиев, призывая Н.Алиева и Д.Вудворда подписать соответствующее соглашение, несколько раз оговорился, причислив к Фазе-2 и Фазу-3. “Просто я хочу, чтобы Фаза-3 тоже побыстрее началась”, – сказал глава государства. Как сообщил Д.Вудворд, – общая стоимость Фазы-2 составляет 5,2 млрд. долларов, и на сегодня это самый дорогостоящий нефтяной проект, реализуемый в Азербайджане.

Он предусматривает разработку восточной и западной части месторождения “Азери”. Добыча первой нефти с платформ на восточном и западном “Азери” намечена на второй квартал 2006 года и первый квартал 2007 года соответственно, что увеличит объем добычи более чем на 20 млн. тонн в год (420 тыс. баррелей в сутки). Объем же запасов топлива по Фазе-2 составляет 210 млн. тонн (1,6 млрд. баррелей). Для достижения такого уровня добычи в течение периода эксплуатации “Азери” предполагается пробурить до 96 дополнительных добывающих и водо- и газонагнетальных скважин.

Новая мечта

Вчера Азербайджан пережил еще одно историческое событие. И хотя основные строительные работы нефтепровода планируется начать лишь в первом квартале 2003 года, а готов он должен быть в 2005 году, как сказал Гейдар Алиев, мечты осуществились – Баку – Тбилиси – Джейхан стал реальностью. И как добавил Ахмет Недждет Сезер – нужно начинать работать над новой “мечтой”…

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: