И.РЗАЕВ
За время, прошедшее с 24 августа, тема конституционной реформы уже успела отойти на второй план. Даже планируемые в связи с референдумом митинги оппозиции проходят больше под лозунгом “В отставку”, чем с требованием отмены итогов референдума. Между тем, на днях, согласно статье 42 закона “О референдуме”, результаты голосования 24 августа вступают в силу. И не исключено, что скоро оппозиционеры будут митинговать под новыми лозунгами.
Напомним, что одним из положений конституционной реформы является передача полномочий отмены регистрации политпартий в введение общих судов. До этого партии отменял Конституционный суд. Оппозиционеры против нововведения возражали, но, как показали официальные итоги голосования 24 августа, власти их протест проигнорировали. Впрочем, успокаивает замисполнительного секретаря правящей партии “Ени Азербайджан” Сиявуш Новрузов, закрывать будут те партии, “деятельность которых противоречит нормам Конституции”. Оппозиционные партии, полагает Новрузов, должны поддерживать нововведение. Потому что, если их теперь запретят, то можно будет обращаться в суды следующих уровней.
А до этого “Конституционный суд был последней инстанцией”. Теперь “некоторым оппозиционным партиям нужно вернуться в лоно Конституции”. На просьбу уточнить заявление Новрузов ответил, что антиконституционны все оппозиционные партии Азербайджана. “Если бы от меня зависело, я бы их всех закрыл”, – с некоторой грустью заявил представитель правящей партии. “Пусть только попробуют”, – храбро отвечает на это зампред АМИП Ильгар Мамедов. Свою решимость и спокойствие представитель АМИП обосновывает тем, что власти не посмеют отменить регистрацию ведущих оппозиционных партий. Хотя секретарь одной из самых радикальных партий – Демократической оптимизма Мамедова не разделяет. По мнению секретаря ДПА Айдына Гулиева, “над всеми оппозиционными партиями нависла угроза закрытия”.
Но Гулиев этой угрозы тоже не боится. Потому что ДПА, по мнению функционера, юридически запретить можно, а политически – нельзя. Нельзя, потому что “у властей не получится”, сказал Гулиев. “У Гейдара Алиева на это сил не хватит”, – прокомментировал угрозу замбашкана “Мусават” Ариф Гаджиев. Потому что, по его мнению, если бы действующий президент “мог, то давно бы запретил все оппозиционные партии”.
Как считает политолог Эльдар Намазов, с отказом от смешанной системы выборов в Милли меджлис “провокации против партий потеряли всякий смысл”. Теперь политорганизации будут выдвигать своих представителей по одномандатным округам, так что ослаблять партии отменой их регистрации в преддверии выборов бессмысленно. А в преддверии президентских выборов 2003 года, отмечает Намазов, закрытие оппозиционных партий “может негативно повлиять на общественное мнение внутри страны и позицию мирового сообщества”. Тем не менее политолог отмечает, что столь положительный прогноз строится, прежде всего, на допущении “здравого смысла у сегодняшних властей”. Однако слишком часто, отмечает экс-помощник президента, здравый смысл отказывает представителям властей…
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год