НУРАНИ
Израильская армия продолжает операции на палестинских территориях. Однако в центре внимания мировой общественности сегодня находятся события, разворачивающиеся в самих палестинских “коридорах власти”. Особенно после того, как здесь, не дожидаясь парламентского вотума недоверия, подал в отставку весь кабинет министров, а Ясир Арафат был вынужден назвать дату прямых и всеобщих выборов главы автономии – они назначены на 20 января.
В Палестине уже обозначились трое соперников Арафата на будущих выборах. Самый известный из них – Абдель Саттар Кассем, 56-летний политолог, давний противник Арафата, который еще в 2000 году приобрел звание диссидента за организацию митинга, обличающего коррупцию в правительстве ПА. Кассем призывает к упразднению палестинской службы безопасности, реформам в полиции и приватизации. Ни о каком прекращении терактов и речи быть не может – Кассем считает, что Израиль сам провоцирует эти атаки своими военными операциями на палестинских территориях. Гасан Бархам, 50-летний католик, адвокат из деревни Забабде близ Дженина, обещает построить в Палестине исламское государство и отказаться от участия США в ближневосточном урегулировании, так как “Америка во всем потакает Израилю”.
А врач-физиолог Усама Назаль, палестинец, 15 лет проживший во Франции, выступает, судя по первым заявлениям, за преобразования по западному образцу: “Я надеюсь превратить Палестину в демократическое государство и не одобряю терактов-самоубийств”. Большинство аналитиков сходятся во мнении, что 20 января пройдут “перевыборы Арафата” – популярность престарелого “раиса” по-прежнему очень высока. Еще больше тех, кто уверен, что, назначив дату выборов, Арафат просто решил продемонстрировать, что Палестина способна проводить реформы без иностранного вмешательства, а реальных перемен ждать не стоит.
Однако отставка кабинета министров Палестины заставляет по-иному взглянуть на ситуацию. Только так удалось избежать на сессии парламента Палестины малоприятных для Арафата дебатов – многие обвиняли министров автономии, включая и наиболее близких к Арафату, в некомпетентности и коррумпированности. Игнорировать это Арафат более не в состоянии, а в палестинских “низах” уже открыто говорят о том, что он знал о некомпетентности и взяточничестве своих министров, но ничего не сделал для того, чтобы улучшить ситуацию. Вспоминают и серию потрясших Палестину коррупционных скандалов. В печать попали сведения, что “на карманные расходы” своей супруге Сухе во время ее поездки в Париж Ясир Арафат выделил 5 миллионов долларов.
Немалый шум вызвало и таинственное бегство из Палестины Джавида эль-Русина. В свое время он занимал пост председателя Палестинского национального фонда. Затем проворовался, бежал, прихватив 6 миллионов “зеленых”, и осел в Каире, откуда был выдан палестинцам. Состоялся суд. Оказавшись за решеткой, эль-Русин начал жаловаться на здоровье, отправился на лечение в Восточный Иерусалим – арабскую часть города. И тут же перебрался в еврейскую часть, откуда направился в аэропорт “Бен-Гурион”. Там сел в самолет, вылетавший в Лондон, предъявив на пограничном контроле иорданский паспорт. В Палестине тут же обвинили израильские власти, что те способствовали бегству эль-Русина. Разведка, по традиции, от всего открестилась, а источники в правительстве подтвердили – да, беглому палестинскому финансовому воротиле помогли бежать. Еще откровеннее объяснили причины и мотивы.
Как оказалось, роль “показательного осужденного” Джавиду эль-Русину вовсе не импонировала: руку в палестинскую казну запускали все, а сидеть теперь пришлось только ему. И пригрозил поделиться сведениями о коррупции, процветавшей в автономии. Но еще более серьезный удар по авторитету Арафата нанесли, судя по всему, заявления западных лидеров, что они желали бы видеть на его месте другого лидера. Открестившись в 70-е годы от террористических методов (что вовсе не означало действительного отказа от них), Ясир Арафат добился для ООП, а точнее для себя лично статуса бессменного “законного представителя палестинского народа”. Переговоры в Осло вообще превратили его в респектабельного политика. А на палестинских территориях, где найти политика, не причастного к терору, непросто, крепло убеждение – мировые лидеры будут говорить только с Арафатом.
Однако после того, как в ходе операции “Защитная стена” в прессу попали документы, доказывающие причастность Арафата и его администрации к организации и финансированию терактов, в мире заговорили о том, что Арафат – это еще не вся Палестина и палестинское государство может быть создано и без Арафата. Множество палестинских политиков “второго эшелона”, в особенности тех, кто не успел сделать себе громкое имя на терроре, усмотрели в этом долгожданный шанс. Тем более, что социальная почва для оппозиционных настроений в Палестине более чем серьезная. Исход борьбы за власть в Палестине еще не предопределен. Не ясно, есть ли среди “новых палестинцев” тот, кто сумеет сплотить вокруг себя всех “реформаторов” и бросить вызов Арафату, а после победы не повторить судьбу иранского президента Хатами и сломить сопротивление палестинской политической элиты, сформировавшейся в условиях террористической войны.
Трудно предсказать, какие именно силы: радикалы или либералы, сторонники модернизации по западному образцу или приверженцы “классического ислама” – возьмут верх в “антиарафатовском блоке”. Но не приходится сомневаться, что “раис” без боя в прямом и переносном смысле свою власть не отдаст. И если ситуация накануне выборов 20 января будет внушать ему серьезные опасения, то Арафат постарается сделать все, чтобы сорвать плебисцит. Дальнейшее развитие событий предугадать нетрудно: серия терактов в Израиле, ответная военная операция и серия заявлений и интервью, что в условиях комендантского часа, присутствия израильских войск, “блокады Палестины” и т.д. разговора о выборах не может и быть.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год