М. БАГИРОВА
Торжественная церемония закрытия 59-го Международного Венецианского кинофестиваля завершилась в ночь с воскресенья на понедельник. Форум преподнес сюрпризы, потеснил фаворитов и подарил несколько звездных откровений.
Жюри Венецианского фестиваля во главе с китайской актрисой Гонь Ли, победительницей прошлого года, распределило награды, не взирая на стоимость фильмов и имена их создателей. Главный приз – “Золотой лев” – достался драме шотландского режиссера Питера Муллана “Сестры Магдалены”. Действие картины происходит в 60-е годы XX века в Ирландии. Главные героини – девушки-сироты, воспитывающиеся в монастырских приютах. Фильм честно рассказывает о физических и душевных унижениях, издевательствах, которым монахини подвергают юных воспитанниц. Хотя участие в конкурсной программе подобной киноленты было рискованной затеей в такой католической стране, как Италия.
Церковь не заставила себя долго ждать и обрушилась с резкой критикой на Муллана. Его фильм объявили антиклерикальным и оскорбительным. Ватиканская газета Osservatore Romano написала, что “Сестры Магдалены” не имеет никакой художественной ценности и получила награду исключительно по политическим мотивам, так как организаторы фестиваля потворствуют антицерковным настроениям в обществе. Ватикан обещает требовать запрета фильма в католических странах. Но эти резкие заявления не испортили настроение Питера Муллана. Режиссер, как и подобает истинному шотландцу, явился на церемонию в темно-синем килте и пурпурном бархатном пиджаке. Успех для него был особенно приятен, ведь “Сестры Магдалены” – лишь второй фильм в его режиссерской карьере. Ранее Муллан был известен как актер. В 1998 году он получил приз Каннского фестиваля за главную роль в картине “Меня зовут Джо”.
Что касается критики в свой адрес, шотландец заявил: “Обвинять мой фильм в скандальности абсурдно. Не я создал приюты сестер святой Магдалены… Я лишь показал одну из величайших несправедливостей второй половины XX века. Я не выступаю против католической церкви. Я рассказываю о всех религиях, которые уверены, что имеют право подавлять женщину как личность”. Вторую по значению премию “Гран-при” получил фильм Андрея Кончаловского “Дом дураков” – не зря он не захотел демонстрировать его на Московском фестивале, а приберег для Венеции. Кончаловский мастерски показывает войну в Чечне глазами обитателей психической лечебницы, расположенной в приграничной зоне. Успех картины стал возвращением российского режиссера в мировую киноэлиту.
Западный кинематографист родом из Москвы воспользовался идеальным рецептом выигрышного фестивального фильма: “горячая точка”, национальный колорит, сумасшедший дом, сентиментальность на грани возможного, съемки настоящих психов и чеченских студентов. Его действия были оценены по достоинству: половина аудитории аплодировала стоя, вторая половина – покинула зал. Голливудская звезда Джулиан Мур удостоилась приза за лучшую женскую роль. Столь высоко была отмечена ее работа в фильме американского режиссера Тодда Хайнеса “Вдали от рая”. Лента также получила вторую премию за операторскую работу (Эд Лахман). Действие происходит в американской глубинке в 50-е годы прошлого столетия. Образцовая домохозяйка из идеальной семьи узнает, что муж изменяет ей с… мужчиной. Мур в интервью сказала, что Хайнес снял “историю о конце невинности”.
Фильм – римейк голливудской мелодрамы 60-х годов со счастливым концом. Тодд Хайнес от традиционного хэппи-энда отказался. Среди актеров лучшим стал итальянец Стефано Аккорси, сыгравший в сложной драме “Путешествие под названием “Любовь” известного поэта Дино Кампана. Кстати, в этом фильме снялся и любимец публики Микеле Плачидо, который до сих пор удивляется популярности телесериала “Спрут” в бывшем Советском Союзе. Фильм из Южной Кореи “Оазис” получил две награды: специальный приз за режиссуру (Ли Чанг-дон) и приз лучшему молодому актеру или актрисе (Мун Со-ри). Это трогательная и печальная история о мужчине, который влюбился в молодую женщину, страдающую церебральным параличом. Кроме главной конкурсной программы, еще 19 фильмов так называемого альтернативного направления боролись на фестивале за приз “Сан-Марко”. Главным претендентом на победу считалась малобюджетная лента голливудского любимца Стивена Содерберга “Полная обнаженка” (“Full Frontal”). Автор “Траффика” и “Эрин Брокович” снял своеобразное продолжение своего знаменитого фильма “Секс, ложь и видео”.
Джулия Робертс ради участия в этом проекте согласилась на мизерный для себя гонорар в 5 миллионов долларов и полностью сбросила одежду перед камерой. Но это не помогло американцам: приз “Сан-Марко” увезли домой китайские кинематографисты, снявшие картину “Весна в маленьком городке”. Ажиотаж царил вокруг нового триллера британского режиссера Сэма Мендеса, ворвавшегося на кинематографический Олимп с “Красотой по-американски”. В фильме “Дорога в ад” британец подверг ироничному анализу уже не американскую провинцию, а криминальный мир. Особый интерес у критиков и зрителей вызвала работа любимца публики Тома Хэнкса. Специализирующийся на положительных ролях актер впервые сыграл преступника и сделал это блестяще.
“Дорогу в ад” американские критики прочат в претенденты на “Оскар”, а вот в Венеции фильм не получил ничего, кроме громких аплодисментов и многочисленных лестных отзывов в прессе. Кстати, в интервью Хэнкс заявил, что не разрешит своим детям смотреть этот триллер. Том рассказал, что он не возражает против эротики и секса на экране – его дети смотрят подобные фильмы без особых ограничений. Но на ленты с кровавым насилием и многочисленными убийствами он дома наложил вето. Остался без наград фаворит основной конкурсной программы – фильм “Фрида”.
В ленте о жизни мексиканской художницы Фриды Кало снимались Салма Хайек, Эшли Джадд, Эдвард Нортон, Антонио Бандерас, Джеффри Раш. Прибытие на фестиваль Хайек и Бандераса стало отличной рекламой фильма, а стройная Салма в своих ярких нарядах стала настоящим украшением венецианского форума. Но “Золотой лев” достался, как мы уже знаем, “Сестрам Магдалены”.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год