Р.НАСИРОВ
Очередным гостем традиционной пресс-конференции в штаб-квартире правящей партии “Ени Азербайджан” вчера был генеральный директор производственного объединения “Азнефтяг” Рамиз Мирзоев. Он сообщил, что по прогнозам местных ученых Азербайджан обладает запасами нефти объемом 8,7 млрд. тонн и 14 трлн. куб. метров газа.
На этих данных и базируется политика государства в области добычи и переработки углеводородных запасов. То есть, особую актуальность сейчас приобрели несколько вопросов: увеличение объемов добычи сырья, реализация экспортных возможностей нефти и нефтепродуктов и рост производственных мощностей по переработке углеводородов.
Тот факт, что азербайджанская нефть является малосернистой и содержит незначительные объемы парафина, делает благоприятным как ее экспорт, так и переработку. А в плане реализации на зарубежные рынки эта нефть пользуется наибольшим спросом. Что касается вопроса переработки, то в этом процессе достигается как минимум немалый экологический эффект.
Продолжая тему, Р.Мирзоев сказал, что на данном этапе своего развития Азербайджан отдает большее предпочтение экспорту, нежели переработке нефти. И дело здесь вовсе не в том, что большинство установок на нефтеперерабатывающих заводах было установлено в конце 60-х – начале 70-х годов. Есть новые установки, построенные, например, корейцами или австрийской фирмой.
Дело в другом – технологические мощности ПО “Азнефтяг” (бывший БНЗ, иначе завод имени XXII съезда Компартии) и “Азернефтянаджаг” (бывший НБНЗ, бывший завод имени В.Ильича) позволяют ежегодно перерабатывать порядка 22 млн. тонн нефти. На долю “Азернефтянаджаг” приходится 8 млн. тонн, а “Азнефтяг” – 14 млн. тонн сырья.
Однако сегодня заводы работают на 29-30% своих мощностей. При этом в текущем году в Азербайджане преполагается переработать 6 млн. 215 тыс. тонн сырой нефти. Коснулся директор “Азнефтяг” вопроса качества и прибылей. Оказывается, по качеству топливных нефтепродуктов азербайджанская продукция не только не уступает западным аналогам, но зачастую и превосходит ее.
Р.Мирзоев сослался на премии “Золотая звезда”, присужденные Азербайджану в Испании и Швеции в прошлые годы. Аналогичная платиновая “Золотая звезда” была присуждена стране и в прошлом году. Это объясняет, почему продукция наших заводов пользуется таким спросом за рубежом. Отсюда и прибыли. Например, в 1997 году ПО “Азнефтяг” от реализации продукции получил прибыль в размере 28,5 млрд. манатов. В 1998 году эта цифра достигла 131,7 млрд. манатов и в дальнейшем продолжала расти: в 1998 году до 199,7 млрд. а в 2000 году составила даже 548 млрд. манатов. (Разницу в цифрах можно объяснить прошлогодним ростом цен на нефть и нефтепродукты на мировых рынках. – Ред.)
Но качество азербайджанских масел пока еще уступает качеству продукции ведущих западных компаний. Р.Мирзоев считает, что скоро этот вопрос будет решен, поскольку с 1996 года “Азнефтяг” ведет переговоры с мировыми лидерами по производству масел – “Мобил”, “Ничимен” и др. о наладке в ПО установок по выпуску качественных сортов масел.
Далее было интереснее. По словам Р.Мирзоева, Азербайджан последовательно будет снижать переработку собственного сырья отдавая при этом предпочтение импортной нефти. Со временем объем местного сырья направляемого на переработку в ПО “Азнефтяг” и ПО “Азернефтянаджаг”, будет последовательно снижаться и достигнет 4 млн. тонн. Недостающая часть нефти будет поступать в страну из Казахстана и Туркменистана.
Правда, пока еще не ясно, в каких количествах. На эту тему со среднеазиатскими странами ведутся переговоры. На днях в Азербайджан даже приехал американский эксперт, который должен “пролонгировать” ситуацию с переработкой по-азербайджански и экспортом по-среднеазиатски.
Не ясно также, на каких условиях будет эта нефть импортироваться в Азербайджан. Правда, Р.Мирзоев сообщил, что, возможно, в будущем будет задействована следующая схема: зарубежные нефтяные компании, разрабатывающие углеводородные запасы Казахстана и Туркменистана, перевозя транзитом через Азербайджан свои объемы добытой в Средней Азии нефти, будут попутно перерабатывать часть экспорта. Таким образом, Азербайджан выиграет хотя бы от того, что эти компании будут платить ГНКАР за оказание услуг по производству нефтепродуктов.
Теперь к услышанному от директора ПО “Азнефтяг” Р.Мирзоева мы попытаемся добавить собственное видение проблемы. Видимо, руководство ГНКАР, всячески пытающееся привлечь Казахстан и Туркменистан к проекту Баку-Джейхан, решило сделать что-то вроде реверенса. Не важно, кому он адресован – руководству среднеазиатских стран или главам работающих там иностранных нефтяных компаний.
Главное то, что если часть мощностей заводов будет работать на чужое сырье, то ГНКАР можно будет обвинить в отсутствии элементарной логики в действиях: собственную высококачественную низкопарафинистую и низкосернистую нефть Азербайджан будет продавать в виде сырья, а перерабатывать на собственных заводах высокосернистые казахстанские и туркменистанские сорта нефти. А как быть с вытекающими отсюда экологическими проблемами? Ведь в период распада СССР одним из основных обвинений против империи, приводимых населением республики (да и руководством страны тоже), было то, что в свое время качественная азербайджанская нефть вывозилась из страны, а сибирская поступала на переработку.
Тогда же обыватели узнали о вреде меркаптанов, которые выделяются при переработке высокосернистой нефти, и о том, что при транспортировке парафинистая нефть требует постоянного подогрева. Хотя, в принципе, это мелочи. Главное – чтобы трубопровод Баку-Джейхан не пустовал…
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год