Т.АЛИЛИ
Приближается очередной парламентский сезон. Лето было ознаменовано значительными политическими событиями, отразившимися и на взаимоотношениях оппозиционных партий. Властям удалось внести раздор в ряды “реформаторов” ПНФА, но и сплотить в борьбе против себя крупнейшие партии оппозиции – тех же “реформаторов”, АМИП, ДПА и “Мусават”. О том, как будут развиваться события в парламенте, можно сказать лишь одно: сюрпризы исключать не стоит. Лидер Демблока Али Керимли рассказал о задачах на осеннюю сессию Милли меджлиса.
“Основной упор мы будем делать на вопрос о выборах. Постараемся представить позицию всей оппозиции по данному вопросу. Поэтому между оппозиционерами будут идти обсуждения по поводу избирательного законодательства, чтобы выработать окончательную позицию. Власти боятся прозрачности в этом процессе. Не секрет, что они стараются оставить минимум времени для обсуждения избирательного кодекса, как и в прошлые годы. Они хотят включать этот вопрос в повестку осенней сессии. Но Демблок постарается добиться его обсуждения не только парламентскими методами, но и массовыми акциями вместе с другими оппозиционными партиями. Я надеюсь, что мы добьемся поставленной задачи”, – отметил он.
Однако, судя по процессам внутри оппозиции, есть большие сомнения по поводу того, что Демблоку в парламенте удастся выступить единой командой в борьбе с властями. В то время как весь оппозиционный лагерь дружно выступил против итогов референдума и объявил о намерениях и дальше бороться против фальсификации результатов голосований, некоторые представители этого лагеря делают неоднозначные заявления, которые могут стать причиной очередного скандала. Некоторое время назад в газете “Азербайджан” по поводу референдума выступили председатель партии “Юрддаш” Маис Сафарли и член ПНФА Алимамед Нуриев.
В статье оба оппозиционных депутата высказались против бойкота референдума. Лидер “реформаторского” Демконгресса (в котором представлен и “Юрддаш”) Али Керимли, к которому журналисты обратились за объяснением, пообещал поговорить с Нуриевым и Сафарли по поводу этих публикаций, но сделать это сразу не удалось, так как депутатов в городе не было. Керимли лишь выразил надежду на то, что слова Нуриева и Сафарли искажены. Несколько дней тому назад Нуриев и Сафарли вернулись из-за границы и повторили свои заявления, ставшие причиной скандала. Председатель “Юрддаш” сначала заявил, что согласен с оценкой оппозиции относительно итогов референдума. “Я согласен с мнением Демконгресса по поводу референдума и мы всегда, обсуждая этот вопрос в ДК, приходим к единому мнению. Но референдум уже пройденный этап.
Сейчас нужно уделять внимание новому избирательному кодексу”, – сказал он. Но не прошло и минуты, как Сафарли начал один за другим опровергать заявления своих союзников: “Да, цифры относительно явки граждан на референдум преувеличены. Но я не согласен с мнением оппозиционеров о том, что на референдум пришло мало людей. Многие проголосовали. Я – объективный человек. Нужно отметить, что среди вопросов, вынесенных на всенародное голосование, есть и позитивные.
Например, в области прав человека. У людей есть возможность обратиться прямо в Конституционный суд. Теперь у Милли меджлиса есть право обсудить общественно-политические вопросы нашей страны. Эти же мысли я высказал в интервью газете “Азербайджан”, но они это дали как статью от моего имени”. Алимамед Нуриев же заявил, что выступает не с позиции властей или оппозиции, а как независимый человек. “Конечно, власти преувеличили число участвовавших в референдуме. Но для того, чтобы утверждать, что референдум вообще не состоялся, нужно иметь конкретные факты из всех округов. У меня их нет. Некоторые из поправок были прогрессивными. Это в первую очередь возможность обращения граждан в Конституционный суд. Но я против изменений в избирательной системе и упразднения пропорциональной ситемы выборов. И еще слишком мало было времени для обсуждений изменений.
…Я не был сторонником бойкота. В 1998 году оппозиция применила эту тактику и проиграла. Механизм бойкота еще не разработан до конца. Нужно было использовать создавшуюся ситуацию и провести большую политическую кампанию. Тогда оппозиция выявила бы четкое число своих сторонников и оценила бы свои силы перед президентскими выборами. А так неизвестно, сколько человек поддержали оппозицию. Я сказал, что оппозиция в разрозненном виде. Разве это не так? Никто не имеет права запретить мне говорить то, что думаю.
Я тогда сказал это и сейчас стою на своем слове. Ни перед кем не собираюсь отчитываться”, – завершил он. Несмотря на разногласия среди депутатского состава оппозиции, Али Керимли считает, что “Демблок на осенней сессии выступит как единая команда. Те люди, которые представлены в Демблоке, участвуют и в работе Демконгресса. А там мы несколько раз обсуждали вопросы по проведению референдума, избирательный кодекс и все проблемы, касающиеся выборов в Азербайджане. Серьезных разногласий между нами не было. Они не возникнут и во время будущей сессии ММ”, – отметил он.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год