Президент Туркменистана уйдет до Нового года?

Н.АЛИЕВ, М.БАГИРОВ

В Туркменистане наблюдаются все предвестники социального кризиса. Наша газета уже сообщала о студенческих волнениях в этой стране, в ходе которых выражалось недовольство политикой туркменского руководства. Теперь возмущение может быть связано с прогнозируемой независимыми экспертами нехваткой хлеба. По данным независимых туркменских источников, население под воздействием слухов о приписках, допущенных в хлебозаготовке, и о неурожае в главных житницах страны – в Ахалском и Марыйском велаятах, скупает зерно и муку в преддверии зимнего сезона.

В общем наблюдатели говорят о том, что Туркменистан стоит на пороге больших изменений, вплоть до смены власти. В интервью “Эхо” текущую ситуацию в Туркменистане и возможные последствия внутриполитических изменений в этой стране прокомментировал бывший министр иностранных дел Туркменистана, а ныне один из руководителей Народного демократического движения Туркменистана (НДДТ) Борис Шихмурадов. “В различных городах Туркменистана прошли демонстрации, приобретающие характер устойчивого процесса. Происходит естественное накопление народного протеста против Ниязова и ниязовщины. Активно работают местные комитеты НДДТ во всех велаятах. Ниязов в тупике.

Но в силу своих психо-моральных характеристик он не в состоянии признать ошибки и найти выход из создавшегося критического положения в конструктивном диалоге с оппозицией. Он просто не понимает принципа существования нормального государства. Вот и пусть пожинает бурю”. По словам Б.Шихмурадова, НДДТ владеет обстановкой в Туркменистане и в серьезной мере влияет на нее. “В нашем движении – десятки авторитетных и очень уважаемых людей, которые делают это влияние решающим. Мы неоднократно говорили о том, что не хотим никаких крайностей, не хотим ввергать народ в какие-либо рискованные мероприятия, чреватые социальными потрясениями. Поэтому мы придерживали процесс отстранения Ниязова от власти, делая его максимально однозначным, результативным и необратимым.

Конечно, если бы зарубежные партнеры, особенно из числа тех, кто несет повышенную ответственность за судьбу человечества, не просто потешались бы над Ниязовым, а вели себя адекватно, то процесс демократической нормализации в нашей стране можно было бы провести предельно спокойно. Но, к сожалению, в международных отношениях непреодолимым стало двуличие, двойные стандарты. Об этом говорил летом этого года на ялтинской встрече СНГ Гейдар Алиев. Правда, в ином контексте, но суть та же. Ниязов опасен для региона. Он является носителем гораздо более странных и убогих представлений о жизни, нежели руководство талибов. Поверьте, я отвечаю за свои слова, ибо хорошо знаю и тех, и Ниязова.

То, что творит во внутренней политике Ниязов, ни одному Мулле Омару и присниться не могло. А так, как Ниязов лжет, даже в советские времена было невозможно. Взять хотя бы его бредни про рекордный урожай в то время, как народ убивается на базарах за муку и зерно, отлично зная истинное положение вещей. Никто не хочет оставить своих детей голодными. А Ниязов рассказывает народу сказки про собранные 2.300 тысяч тонн, пока его торговые и сельскохозяйственные министры набивают свои и ниязовские карманы, закупая хлеб за границей втридорога, за счет погашения задолженностей по поставкам газа”. Прогнозируя дальнейшее развитие событий во внутриполитической жизни Туркменистана и комментируя возможность ухода Сапармурата Ниязова с политической сцены, экс-глава МИД не исключил, что кардинальные изменения могут произойти уже до Нового года.

При этом Б.Шихмурадов особо подчеркнул роль возглавляемого им оппозиционного движения. “Мы очень соскучились по дому, по близким, по знакомым, – сказал он. – Мы скоро вернемся домой. Кстати, события, которые мы готовим в Туркменистане, будут абсолютно открытыми. Не будет ни подковерных игр, ни дворцовых переворотов. Будьте уверены, что мы пригласим и вас в числе других представителей зарубежных СМИ, чтобы открыть Туркменистан навсегда. Народ не хочет начинать Новый, 2003 год с Первого туркменбаши (январь по-ниязовски). Исходите из этого, если ждете от меня прямого ответа”.

Глава оппозиционного движения сообщил о наличии у НДДТ долгосрочной программы развития внешней политики и международных отношений Туркменистана. “В ней непосредственным соседям отводится особая роль. Это естественно, Туркменистан зависит от транзита в самом широком смысле этого слова. Ни в политическом, ни в социальном, ни в культурном отношении мы не сможем двигаться вперед без доброго и конструктивного партнерства с Азербайджаном, Узбекистаном, Казахстаном, Ираном, Афганистаном, Россией. Что касается Азербайджана, то необходим радикальный, отказ от ниязовского сдерживания туркмено-азербайджанских отношений. Необходимо положить конец ниязовским преградам на пути естественного движения двух народов навстречу друг другу. Мы выступаем за самое тесное сотрудничество с Азербайджаном во всех областях вне зависимости от региональных контекстов, влияющих на поведение наших стран.

Туркмено-азербайджанские отношения имеют абсолютную ценность и важность для национальных интересов обоих государств. Сегодня из Туркменистана изгнаны тысячи граждан азербайджанской национальности из числа ученых, врачей, учителей представителей других профессий. Ниязовский эпизод будет вспоминаться потомками, как досадное недоразумение, как самые черные страницы в истории наших двусторонних отношений. Мы просто обязаны спросить с Ниязова за эти безобразия”. По словам Б.Шихмурадова, в настоящее время в кругах политиканствующей армянской диаспоры в России ведется много разговоров о важности “фактора Ниязова” для Армении. Как подчеркивает экс-министр Туркменистана, это не только кощунственная трактовка тезиса, но и далекая от действительности. “Вместо того, чтобы содействовать скорейшей нормализации в Закавказье, восстановлению порядка во взаимоотношениях со странами этого региона, Ниязов занимается “откапыванием” тысячелетних могил своих родственников на территории Армении. Ведь он договорился до того, что представители туркменской знати в 16-17 веках якобы имели дачи на территории Нагорного Карабаха (?!).

Ниязов опошлил все: науку, образование, веру людей в справедливость… Но ему не под силу остановить колесо истории, которое движимо традициями и динамикой цивилизации. Оно раздавит Ниязова, а туркмены и азербайджанцы будут жить дальше, растить детей и строить свои взаимоотношения по законам добра, логики и традиционного добрососедства”. Бывший глава МИД Туркменистана вновь отметил хладнокровное поведение Г.Алиева, всего азербайджанского руководства по отношению к провокациям Ниязова. По его словам, оно высоко ценится в Туркменистане. “Я помню, как на встрече с Г.Алиевым на саммите ЭКО в Тегеране Ниязов врал, что Россия якобы уже официально признала центр Каспия туркменским. Разумеется, Г.Алиев возразил и потребовал уточнений.

Тогда Ниязов попросил меня подтвердить эту чушь. Я сказал, что мне об этом ничего не известно. После ухода азербайджанской делегации Ниязов исполнил роль Гитлера, узнавшего о разгроме фашистских войск под Сталинградом. Он орал, брызгал слюной, изрыгал проклятия, твердя, что слово президента – закон. Ему было невдомек, что подобная ложь постыдна вдвойне оттого, что разоблачается на месте, не отходя от кассы. Мы благодарны азербайджанским друзьям и коллегам за понимание наших проблем и поддержку нашего дела. Разумеется, в Азербайджане у нас есть не только друзья. Наверняка есть и оппоненты. Но это здорово, значит, будем жить, вести диалог и развиваться”.

По словам политолога Расима Мусабекова, говорить о возможности скорой смены власти в Туркменистане очень трудно, поскольку “это очень закрытое государство и информации о настроениях, которые реально существуют в этой стране, очень мало”. Эксперт обращает также внимание на отсутствие в Туркменистане организованной, активной оппозиции. “Вся оппозиция представлена несколькими десятками имен бывших госчиновников, по той или иной причине отказавшихся терпеть своеволие и далекий от рациональности стиль руководства Туркменбаши”. “Я не исключаю, что какой-то взрыв недовольства может иметь место, но у Туркменбаши достаточно пока ресурсов, и финансовых, и силовых для того, чтобы ситуацию контролировать”, – считает политолог.

В целом же Расим Мусабеков считает неизбежным улучшение азербайджано-туркменских отношений в случае смены власти в этой стране. “Любой режим в Туркменистане, который будет рациональным, то есть руководствоваться не взбалмошными какими-то представлениями о мире, о месте Туркменистана в этом мире и о собственной роли в мировой политике и в жизни страны, безусловно будет поправлять те нелепости, которые были допущены Туркменбаши в выстраивании отношений со своими соседями, в первую очередь с Азербайджаном. Как Грузия для нас является дорогой, связывающей нас с динамично развивающимся Западом, так и Азербайджан является таким же мостом для новых технологий, современных веяний, менеджмента, включения в мировую торговлю для Туркменистана”, – подчеркнул политолог.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: