НУРАНИ
В Исламской Республике Иран проведены успешные испытания новой ракеты – “Фатех А-110”, которую в Иране уже назвали “новейшим достижением авиационно-космической промышленности министерства обороны Ирана”.
Исполнительный директор иранского объединения авиационно-космической промышленности отметил, что успешные испытания ракеты “Фатех А-110” показали технические возможности отечественной промышленности в разработке и изготовлении ракет на твердом топливе, в рамках этого проекта проведены также успешные испытания самых современных систем автоматического управления, изготовленных на предприятиях объединения. Ракета “Фатех А-110” относится к ракетам класса “земля-земля” с самой высокой точностью попадания и может быть поставлена в один ряд с подобными ракетами, производимыми в мире.
Директор иранского объединения авиационно-космической промышленности огласил и политическую “платформу” испытаний. По его словам, на протяжении последних трех десятилетий Иран неоднократно подвергался ракетным ударам. Данный проект осуществляется для создания фактора сдерживания в условиях непрекращающихся угроз и на случай возможных кризисов в будущем, и использование этой ракеты в системе обороны Ирана явится эффективным средством сдерживания для сил, дестабилизирующих обстановку. Правда, почему “средство сдерживания” назвали “Фатех” – “Завоеватель”, осталось непонятным.
Если раньше об испытаниях иранских “шахабов” трех поколений сообщали главным образом западные СМИ со ссылкой на источники в западных же спецслужбах, то теперь в роли главного “ньюсмейкера” выступают дипломатические представительства Ирана, да еще всячески подчеркивая, что ракета изготовлена на основе “национального потенциала”. Конечно, властям ИРИ лестно оповестить мировое сообщество, что страна так шагнула вперед, в состоянии запустить ракету “земля-земля”.
Но не исключено, что, всячески подчеркивая роль “национального потенциала”, в Иране отвлекают внимание от “доноров” ракетных и оружейных технологий. Что стало особенно актуальным после заявления министра обороны США, в котором тот предостерег Россию от сотрудничества со странами-“изгоями” – Ираном, Ираком и Северной Кореей.
Вместе с тем об испытаниях новой ракеты в Иране объявили на фоне резкого взлета в стране антизападной риторики и обострения внутриполитической борьбы между “муллократами” и “реформаторами”. В конце минувшей недели в Иране прошли художественно-боевые учения “Фатинийюн”, выступая на открытии которых бывший президент Ирана Хашеми Рафсанджани сделал несколько резких антиамериканских заявлений.
А уже 8 сентября на пресс-конференции в Тегеране министр иностранных дел ИРИ Камаль Харрази обвинил США в создании и подготовке террористических и бандитских групп для совершения акций против ИРИ. Наконец несколько недель назад президент Ирана Хатами открыто заявил на пресс-конференции, что все его попытки договориться с “консерваторами” потерпели крах.
То есть, возвестил о начале “тихой гражданской войны” в Иране. К тому же все происходит на неоднозначном политическом фоне. С одной стороны, отношения Ирана с афганскими талибами трудно было назвать даже “холодно-дипломатическими” – в Тегеране открыто поддерживали Северный альянс. Не забыли тут и многолетнюю войну с Ираком. Однако и состоявшаяся американская операция в Афганистане, и готовящаяся – в Ираке – это не только сокрушительные удары по региональным соперникам Тегерана, но и серьезное укрепление здесь позиций США. А это меняет дело.
“Прагматики” во главе с президентом Ирана Хатами готовы повести себя по принципу “если не можешь противостоять процессу – постарайтесь его возглавить”. “Муллократы” же расценивают состоявшуюся ликвидацию талибов и готовящийся удар по Саддаму Хусейну как долгожданный шанс заполучить лидерство в “антиамериканском блоке”. В результате соперничество внутри самих иранских коридоров власти обострено сейчас до предела, о чем и говорил Хатами.
А на таком фоне трудно исключать, что ракета “Фатех А-110” – это средство “сдерживания” не каких-то мифических “дестабилизирующих сил”, а вполне конкретных реформаторов. Подобные испытания не могут не обострить отношеиий Ирана с США. Это взвинтит накал антиамериканских настроений внутри страны, к тому же “реформаторы” лишатся главного своего козыря – авторитета за пределами Ирана.
Стремление “муллократов” “играть на обострение” таит в себе опасность для многих – как показывают испытания ракеты, в Иране уже не воздерживаются от резких шагов. Но среди всех государств, кто в той или иной степени опасается агрессивных выпадов иранских “муллократов”, Азербайджан занимает особое место. Во-первых, мы – единственная страна, у которой с Ираном конкретный “территориальный спор” – нерешенность судьбы Каспия. Во-вторых, нанести удар по прозападному Азербайджану для Ирана куда “безопаснее”, чем по Турции, за которую немедленно вступится весь блок НАТО. И Азербайджану сегодня нужно быть готовым к “неприятным сюрпризам” со стороны Ирана.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год