Жертвы Турции во имя Евросоюза

Х.ИСМАЙЛОВА

Турция переживает одну из самых трудных для себя предвыборных кампаний, результаты которой могут стать очередной вехой в истории страны. Согласно опросу, проведенному Deutche Bank в Турции, результаты которого стали причиной очередного политического скандала, предпочтения турецкого электората дифференцировать по идеологическому принципу будет непросто.

5-летний запрет на деятельность лидера закрытой клерикальной партии Refah Неджмеддина Эрбакана все еще в силе, так что религиозный электорат вынужден заново определиться с выбором. В качестве кандидата в борьбе за их голоса выступает партия Adalet ve Kalkinma (Справедливость и возрождение – АКП), созданная сразу после закрытия Refah Таййибом Эрдоганом. Несмотря на заявления Эрбакана о том, что АКП не может выступать в качестве преемника Refah, эффекта они, по всей видимости, не дали, так как, согласно результатам опроса, наиболее популярной партией в стране является именно АКП, набравшая 24% голосов.

На результатах, по мнению экспертов, сказывается и разочарование избирателей во всех партиях, участвовавших в правительстве за последние годы. Этим объясняется и скачок на второе место партии республиканцев Дениза Байкала – Cumhuriyet Halk Partisi. Преемники партии Ататюрка, провалившие предыдущие выборы, неожиданно стали вторыми с 15%. Большим подспорьем для этой партии стало то, что к ней примкнул Кемаль Дервиш, с которым связывают надежды на выход из кризиса экономические круги. Именно Дервиш, пользуясь поддержкой международных финансовых институтов, добился продления сроков выплат Турции по кредитам и получения новых. Республиканцы официально объявили, что будут придерживаться экономической программы Дервиша, которую он не успел претворить в жизнь будучи министром экономики.

Остальные партии, по результатам опроса, не смогут пройти десятипроцентный барьер, что означает, что они останутся за стенами парламента. Их общий электорат составляет 62%. Причина – разрозненность партий и слишком большой разброс сил. В частности, сказался раскол партии Бюлента Эджевита – Демократической левой партии (ДЛП). Как известно, большая часть функционеров этой партии во главе с бывшим министром иностранных дел Исмаилом Джемом подала в отставку и создала новую организацию – партию “Новая Турция”. “Новая Турция” в силу своих прозападных взглядов также пользуется поддержкой политических и экономических институтов Запада. Yeni Turkiye выступает с нехарактерными для прежних выборов лозунгами, связанными с охраной окружающей среды, и представляет собой союз прогрессивных современных политиков и чиновников.

В частности, партия обещала не использовать во время предвыборной гонки материалы, вредящие окружающей среде, не наклеивать плакаты на памятники архитектуры. Правда, в сегодняшней Турции считать охрану окружающей среды темой номер один не приходится. Кроме того, новосозданная левоцентристская (хотя идеологическое направление партии является пока предметом споров) партия привлекла взоры ряда крупных турецких компаний, которые выступили в ее поддержку. В рядах партии состоят члены семей владельцев крупнейших холдингов Турции. Другим предвыборным сюрпризом стал Мехмет Али Баяр – кадровый дипломат, прослуживший несколько лет в Азербайджане, а затем – первым секретарем посольства Турции в США. Баяр оставил дипломатическую карьеру, став генеральным секретарем партии Buyuk Birlik, которая также показала плохие результаты во время предыдущих выборов. Дипломатическая служба Баяра в Баку проходила в разгар карабахской войны, и он сделал очень много по распространению информации о ходжалинской трагедии.

В своих предвыборных встречах, выступлениях по телеканалам он часто вспоминает это время и выступает за использование экономических рычагов давления на Армению для политического решения карабахской проблемы. Наиболее сплоченными среди турецких политиков кажутся только ультралевые – курдские организации и социалисты – партии HADEP, TSIP, HAKRAR, заключившие накануне выборов союз. Однако закрытие этих партий стоит в повестке Конституционного суда, и вопрос их участия на выборах все еще под вопросом.

Практически единственным козырем бозгурдов – партии национального единства во главе с Девлетом Бахчели – является их противостояние курдским организациям. Реформы, проведенные в Турции соответственно с требованиями Евросоюза, открыли новые возможности для сепаратистски настроенных нацменьшинств, что и радикализировало электорат, настроенный против этих изменений в Конституции. Особенно популярны бозгурды в Карсе, Эрзуруме и других населенных азербайджанцами регионах. Однако экономический кризис и политические, экономические скандалы прошлых лет – так называемые “Сусурлукское” и “мазутное” дела (о которых мы сообщали ранее) пошатнули и этот электорат.

Политическая нестабильность в Турции очень беспокоит Запад, и от результатов выборов будет зависеть и экономическое положение страны. Руководители Deutche Bank называют опрос, который провел банк, заказом корпоративных клиентов, которые и являются потенциальными инвесторами. Несложно догадаться, что результаты опросов не очень-то их порадуют. Если оппозиция, поддерживаемая 62% населения, останется вне парламента, политической стабильности в Турции на последующие 5 лет не видать. В связи с этим некоторые партии намереваются выступить в парламенте с проектом закона, который позволит снизить 10-процентный барьер до 5 процентов.

На результатах выборов может сказаться и развитие событий, связанных с вступлением Турции в Европейский союз. Как известно, накануне начала предвыборной гонки в Турции прошли серьезные и весьма болезненные реформы. Один из самых острых на сегодня – вопрос о смысле жертв, на которые пошла Турция ради вступления в ЕС. По ожиданиям политологов, прозападные политики, настоявшие на реформах, понесут серьезные потери, если до выборов представители Европейского союза не выскажут положительное мнение о перспективах вступления Турции в эту организацию.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: