Г.МАМЕДЗАДЕ
Вчера официальная пресса распространила текст “Правил объявления закрытыми территориальных единиц в Азербайджане в целях национальной безопасности и оборонного назначения и введения государственного управления с особым режимом”. Данный документ утвержден приказом президента страны от 24 августа 2002 года. Это означает, что на закрытой территории вводится особый режим “с целью обеспечения безопасного существования и деятельности особого объекта, жизни и здоровья населения, экологической и национальной безопасности, охраны гостайны, предотвращения терактов и диверсий, а также других общественно опасных деяний”.
В свою очередь госуправление с особым режимом предусматривает “ограничение въезда и выезда граждан на закрытую территорию, а также постоянного проживания на ней, укрепление запретных зон вокруг особого объекта, ограничение полетов над закрытыми территориями, установление особого порядка предпринимательской, хозяйственной деятельности и землепользования”. Возможны и дополнительные ограничения, если их сочтут необходимыми руководитель особого объекта и глава местной исполнительной власти. …Интересы национальной безопасности имеют важное значение, но при этом правозащитники все же выражают озабоченность тем, насколько будут соблюдены права граждан, проживающих в отмеченных зонах.
В частности, директор Правозащитного центра Эльдар Зейналов, понимая и поддерживая необходимость введения особого режима в интересах национальной безопасности, не исключает и возможных в связи с этим нарушений в области прав человека. Не исключено, полагает правозащитник, что в условиях режима в этих зонах будет пресечена деятельность политических партий под тем или иным предлогом, запрещено проведение массовых мероприятий, правозащитники будут лишены возможности осуществлять мониторинги в области прав человека, ограничения могут коснуться и представителей СМИ, поскольку речь идет о гостайне…
Таким образом, на данных территориях может быть утрачен гражданский контроль, считает Э.Зейналов. Интересы нацбезопасности прежде всего должны обеспечивать те, кто за это ответственен, находясь на госслужбе и получая за это заработную плату. Но может получиться так, говорит правозащитник, что будут страдать и рядовые граждане. А если будут нарушаться права человека, обеспокоен Э.Зейналов, то это уже не особый режим, а чрезвычайное положение.
Следует учесть и те проблемы, которые могут возникнуть в результате ограничений при пересечении закрытых территорий, в частности осложнения в общении с родственниками, проживающими там. Существует и другая сторона проблемы: как введение этого указа обернется в условиях впечатляющей бюрократизации нашего госаппарата? – задается вопросом Э.Зейналов.
Закон сам по себе не вызывает никаких нареканий, но могут возникнуть проблемы при его исполнении, что уже не раз подтверждалось на практике. Не следует сбрасывать со счетов и такой фактор, как коррупция, масштабы которой, как ни парадоксально, прогрессируют на фоне увеличения запретов, считает Э.Зейналов.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год