В Азербайджане недовольны указом о лицензировании?

Р.НАСИРОВ

Указ президента страны “О совершенствовании правил выдачи специальных разрешений (лицензий) на некоторые виды деятельности” от 2 сентября вызвал неоднозначную реакцию экспертов. В целом они положительно оценили документ, и глава Конфедерации предпринимателей (работодателей) Алекпер Мамедов считает его вполне своевременным.

“Еще согласно указу президента от 27 января 1997 года “О специальном разрешении (лицензии) на проведение некоторых видов предпринимательской деятельности”, было определено 78 различных лицензий на 240 видов деятельности. Теперь же осталось всего 30 сфер деятельности, которые будут лицензироваться. …Отпала надобность в получении специального разрешения на лизинг, международные грузоперевозки или, например, сбор трав. Первые два вида имеют большое значение для развития бизнеса в стране”, – считает бизнесмен.

Мамедов указал также на упрощенную систему выдачи лицензий: “если раньше, чтобы оформить этот документ нужно было собрать массу бумаг, то теперь будет достаточно представить лишь 6 документов”. Третьим преимуществом указа он считает увеличение сроковё действия лицензий.

А.Мамедов отметил, что “раньше лицензии выдавались сроком на 1 год, теперь же они будут действительны в течение 5 лет”. И, наконец, последним бесспорным преимуществом указа, по мнению главы конфедерации, можно считать концентрацию контроля за лицензированием “в руках” одного госоргана – Минэкономразвития (МЭР). “Значит, бизнесмены не будут обивать пороги множества госструктур. Тем более, что в указе оговорены конкретные функции этих организаций и срок выдачи лицензии определен в 15 дней.

Таким образом, сужается возможность бюрократических манипуляций для чиновников”. Однако наряду с этим именно эти пункты указа как раз и породили противоречивые толки об эффективности документа. Например, по мнению главы экономической комиссии партии “Мусават” Губада Ибадоглу, в нем наглядно очерчено несоответствие между функциями госорганов по распределению полномочий по лицензированию. Отметив, что нынешний документ – это комбинированный вариант ранних указов президента по лицензированию, экономист сказал, что “раньше правом определения предпринимательской деятельности, подпадающей под лицензирование, пользовался Кабинет министров.

Теперь эти права вновь оставлены за ним. С другой стороны, основные полномочия по лицензированию переданы МЭР. Оно будет не только координировать действия этих организаций, но и определять стратегию государства в области лицензирования. Получается нестыковка, то есть, пределять вид деятельности, подпадающий под лицензирование будет по-прежнему Кабмин, а регулировать эту область – МЭР”. Вместе с тем оппозиционер согласился, что уменьшение количества лицензий оживит местный бизнес и это можно лишь приветствовать.

Иную точку зрения на происходящее высказал директор Института экономического анализа Инглаб Ахмедов. По его мнению, азербайджанский рынок монополизирован и имеет массу недостатков. Но при этом нельзя говорить, что указ не возымеет действия. Это совершенно разные процессы. С другой стороны, до сих пор существовал хаос в выдаче госорганами лицензий, а данный указ должен внести в этот вопрос какие-то качественные изменения. Во всяком случае упорядочить процесс лицензионной деятельности.

Говоря о новых полномочиях МЭР, Ахмедов отметил, что еще когда президент Алиев создал Минэкономразвития, этой структуре были даны полномочия, поднимающие его до ранга структуры альтернативной абсолютно недееспособному Кабмину. “Во многих странах конфедерации или советы по поддержке предпринимательства действуют как независимые общественные организации. В нашем же случае, эти функции исполняет МЭР. С одной стороны, можно сказать, что – это плохо.

С другой, ведомство сегодня работает в ранге Кабмина, который теоретически должен быть первым в проведении экономической политики государства. Как раз последний указ о лицензионной деятельности и узаконивает этот статус и делает его в некоторой степени неуязвимым для самого Кабмина, что достаточно симптоматично для Азербайджана. Думаю, в дальнейшем президет еще более усилит роль МЭР, и мы станем свидетелями того, как ведомство превратится в локомотив экономических преобразований”, – сказал И.Ахмедов.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: