НУРАНИ
Празднование 53-й годовщины провозглашения Государства Израиль прошло в обстановке повышенных мер безопасности. Но устоявшийся ритуал был выдержан полностью. Сначала по всей стране прошла церемония поминовения погибших, затем наступил праздник. Большинство израильтян проводят этот выходной день на природе, и день независимости получил наименование “дня мангала”. Традицией стало и семейное посещение военных баз.
Очередная “ближневосточная сенсация” последовала из совсем уж неожиданного источника. Как сообщила американская газета USA Today, в ежегодном докладе госдепартамента США о международном терроризме найдут отражение обвинения израильской стороны в адрес возглавляемой Ясиром Арафатом Организации освобождения Палестины, его основного ядра – ФАТХ, и недавно созданной под патронажем ФАТХ милиции “Танзим” в том, что именно эти организации ответственны за обстрелы и террористические акты в отношении израильских поселений.
Этот ежегодный доклад, отражающий акты международного терроризма за прошедший год, а также включающий в себя оценку политики в этом вопросе разных стран мира и список международных террористических организаций, с указанием времени возникновения, идеологической основы, предполагаемой численности, стран и организаций, оказывающих им помощь, и направленности, ранее был представлен конгрессу США. Официальное его обнародование ожидается, однако, только 30 апреля.
На следующий день после публикации в USA Today ситуацию прокомментировал неназванный представитель госдепартамента США. Он подтвердил, что данные израильской стороны действительно будут отражены в ежегодном докладе о международном терроризме. Однако речь идет только об ООП и ФАТХ, а милиция “Танзим” упомянута, по всей видимости, не будет.
Между тем представители госдепартамента особо оговаривают, что это не означает автоматического включения ООП и ФАТХ в список международных террористических организаций. В таком случае американское законодательство предусматривает весьма строгие санкции. В частности, указанным в этом списке структурам запрещено открывать в США свои офисы, собирать тут денежную помощь и т.д. На ФАТХ и ООП эти санкции распространяться не будут, и в США их пока что не ставят на одну доску с такими террористическими организациями, как, к примеру, “Хамас” или “Хезболлах”.
Однако нет сомнений, что отношение к ООП вновь меняется. Напомним: Ясир Арафат проделал долгий и трудный путь от “террориста”, отвергаемого всем мировым сообществом, до респектабельного политика, которого принимают и в Кремле, и в Белом доме. Как полагали многие аналитики, возглавляемые им ФАТХ и ООП должны будут постепенно превратиться в благообразные политические организации: отказаться от террора, изъять экстремистские лозунги вроде “Сбросим Израиль в море!” из палестинской хартии и признать за еврейским государством право на существование и т.д.
Этого не произошло. У Израиля весьма обширный список претензий к “палестинской троице” ФАТХ-ООП-ПНА. Это и освобождение из тюрем террористов “Хамас”, и наличие в “Танзиме” и палестинской полиции тех, кого правительство Израиля обвиняет в терроризме, и многое другое. Однако до сегодняшнего дня обвинения Израиля в адрес палестинских структур отражения в соответствующих документах третьих стран не находили.
“Террористическая сенсация” последовала как раз вскоре после того, как политическим событием номер один на Ближнем Востоке обещает стать египетско-иорданская инициатива.
Подробности ее пока что не разглашаются, однако израильские источники указывают, что она не содержит ни требования заморозить строительство новых еврейских поселений в секторе Газа и на Западном берегу реки Иордан, ни элементов тех мирных предложений, о которых вел переговоры предшественник Ариэля Шарона на посту премьер-министра Израиля – Эхуд Барак.
В Израиле реакция на эту инициативу оказалась благожелательной. Во всяком случае, Ариель Шарон командировал в Каир и Амман министра иностранных дел Шимона Переса. Но в Палестине иордано-египетские инициативы, судя по всему, воодушевления не вызвали.
Между тем расклад сил на Ближнем Востоке вскоре может измениться. Президент Египта Хосни Мубарак прибыл с официальным визитом в Москву. Переговоры идут в основном вокруг вопросов экономического и научно-технического сотрудничества, в частности, о египетских инвестициях в российскую авиапромышленность. Пресса намекает и на возможность закупки Египтом российского ядерного реактора (по иронии судьбы, Хосни Мубарак прибыл в Москву на следующий день после 15-й годовщины чернобыльской катастрофы). Однако вряд ли на переговорах между Египтом и Москвой никак не затронут тему ближневосточного урегулирования.
Формально Россия, так же, как и США, – коспонсор мирного процесса на Ближнем Востоке. Однако де-факто посредническую миссию тут вел только Вашингтон. Более того, даже сам по себе мирный процесс начался только после того, как Россия прекратила активную поддержку радикальных арабских режимов, не говоря уже о том, что знаменитый “Кемп-Дэвид-1” стал возможен только после того, как в Египте приступили к сворачиванию контактов с Россией и расширению связей с Западом. И любые попытки реставрации российского влияния на Ближнем Востоке путем восстановления связей со “старыми союзниками” немедленно приводили к тому, что мирный процесс тормозился, если вовсе не замирал.
Не исключено, что в Москве вновь намечают “триумфальное возвращение” в регион, которое может привести к созданию здесь знакомой по Карабаху ситуации: каждый посредник выдвигает свои инициативы, каждая из сторон ориентируется на своего посредника, а в результате мирный процесс оказывается на точке замерзания. Притом что стороны постоянно клянутся в приверженности политическому пути урегулирования.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год