Жители Нахчывана потеряют 4 миллиона долларов в год

Х.ИСМАЙЛОВА

Политический скандал, длившийся несколько месяцев в Турции, по всей видимости, нашел свое решение. Однако поплатиться за деяния нечистоплотных турецких политиков придется нахчыванцам, да и самим туркам – жителям приграничных с Азербайджаном регионов. Как уже сообщала наша газета, с 1 сентября правительство Турции ввело запрет на ввоз нефтепродуктов в рамках приграничной торговли с территории Нахчыванской Автономной Республики (НАР). Госминистр Турции Рамазан Мирзаоглу, комментируя решение, заявил, что данная мера касается не только Нахчывана, но и всех приграничных зон.

Однако отметим, что ввоз горючего из Ирака был запрещен еще 6 месяцев назад, и утверждение о том, что решение касается не только Азербайджана, судя по всему, является своеобразным утешением. Вчера с протестом против решения турецкого правительства, принятого на заседании Национального совета безопасности 17 июля и вступившего в силу в минувшее воскресенье, выступили главы торговых палат приграничных регионов. Игдырские торговцы мазутом намереваются даже начать акции протеста. Глава совета игдырской торговой палаты Йылмаз Танер назвал решение правительства несвоевременным, особенно учитывая грядущую зиму.

По его словам, этот шаг продиктован требованиями МВФ по созданию нефтяной компании и принятию закона об энергоносителях. “В результате пострадают не только жители Игдыра, но и Нахчыван, находящийся под протекцией Турции. Итак нахчыванцам разрешалось торговать в Турции только солью и топливом. Это решение обрекает их на кризис – на одной соли долго не продержаться. Учитывая то, что от запрета вывоза горючего пострадает и транспортная инфраструктура, система обслуживания, несложно представить, какими будут потери нахчыванцев”, – отметил Танер.

В Нахчыване вывозом мазута в Турцию занимались примерно 12 тысяч человек. Только по официальным данным, ежегодно в Турцию вывозится 15 тысяч тонн мазута. Тонна топлива в Нахчыване обходится в 340-380 миллионов лир (примерно 250 долларов), а в Турции – в 1.2 миллиарда лир (примерно 800 долларов). Оптовые цены колеблятся между 800 млн. и 1 миллиардом лир (600 долларов). Соответственно, даже по самым скромным подсчетам, ежегодно нахчыванцы теряют от продажи топлива в Турции как минимум 3 миллиона 750 тысяч долларов. 15 тысяч тонн топлива – лимит, установленный на ввоз горючего в Турцию. Турецкая сторона выдала 5845 таких лицензий, Нахчыван – всего 600. Интересно, что в Турции разрешение выдается не лицам, а машинам из нескольких фирм. Каждый бензовоз емкостью в 4 тонны зарабатывает примерно 1,5-2 миллиарда лир. С участием турецких и азербайджанских нефтеперевозчиков, как пишет газета “Хюрриет”, создается рынок в 4,5 миллиона долларов.

Это мало похоже на мелкую приграничную торговлю. Один из источников заработка нахчыванцев – сахарная свекла, которую выращивают в автономии, а затем обрабатывают на фабрике “Агры” в Турции. Перевозками сырья занимается принадлежащая семьям областного лидера бозгурдов и главы муниципалитета Нуреддину и Невзату Арасам фирма ARAS A.S. На грузовиках и TIRах в обратном пути разрешается привозить мазут. Объем контрабандного горючего, ввозимого этой фирмой, начал приобретать для местного рынка энергоносителей угрожающие объемы, вследствие чего и началась борьба местной администрации против “выжимающих из сахара черное золото” бозгурдов. Как уже сообщало “Эхо”, вали (глава исполнительной власти) приграничной с Нахчываном Игдырской области Турции Мустафа Тамер обратился в министерство внутренних дел своей страны с рапортом, в котором детально описал деяния игдырских нефтеперевозчиков, а также затронул их взаимоотношения с нахчыванской администрацией, благодаря которым, по мнению вали, и удалось расширить нелегальный ввоз горючего до таких масштабов.

В рапорте, представленном главе МВД Рюшти Кязиму Юджелену, фигурируют имена депутатов парламента от партий национального движения (бозгурды) и “Ана Ватан”, представителей семьи Арас, председателя Верховного меджлиса Нахчывана Васифа Талыбова и руководителя Садаракского таможенного пункта Мубариза Панахова. По утверждению вали, сахарные перевозки всего лишь прикрытие для контрабанды горючего. Несколько недель назад на просьбу “Эхо” прокомментировать ситуацию в аппарате председателя ВМ Васифа Талыбова ответили, что к властям Нахчывана этот скандал не имеет отношения, так как рапорт – проявление “разборок” между турецкими политиками.

“Вали Игдыра сам обладает бензозаправочной станцией и, возможно, перевозки горючего как-то влияют на его дела. Однако нас это не касается, так как в Азербайджане ничего незаконного не происходит. Проблемы только на турецкой таможне. Мы не виноваты, если какие-то турецкие грузовики увеличивают свои баки, чтобы перевозить лишнее топливо. Но горючее приобретается на бензозаправочных станциях, и мы не следим за тем, сколько моторного масла можно ввозить в Турцию, а сколько нет”, – отметил источник.

В отличие от Нахчывана, в Анкаре скандал все-таки возымел действие. Для того, чтобы пресечь контрабанду горючего, власти решили наложить запрет и на легальный ввоз. История с рапортом игдырского вали – не единственный случай. Еще ранее с публикациями об азербайджанском бизнесмене Аслане Туранджы, обеспечившем за счет контрабанды нефти безбедное существование себе и некоторым депутатам парламента, функционерам правоохранительных органов Турции, выступала газета “Миллиет”.

В то время уголовные дела по фактам, раскрытым газетой и игдырским вали Мустафой Тамером, начаты не были. Сейчас сменившаяся политическая обстановка и необходимость создания видимости борьбы правящей элиты против коррупции продиктовали болезненные, но придающие пикантность предвыборной гонке пути решения данной проблемы.

Обещание снять запрет на ввоз в Турцию энергоносителей один из главных козырей кандидатов в парламент из приграничных регионов, широко используемый оппозиционными партиями. Абдуллах Вели Шейда из партии справедливости и развития – представитель религиозной оппозиции – считает, что данным решением турецкое правительство наказало честных граждан за грехи нечистоплотных.

Что касается Нахчывана, то турецкая пресса склонна искать связь между поездками президента Алиева в регион и июльским запретом турецкого правительства. Тем не менее, по словам наблюдателей, и без того существующее из-за беспредела пограничников напряжение на границе Азербайджана с Турцией напомнило о себе в первый же день введения моратория. Недовольство нахчыванцев может вылиться в акции протестов уже в ближайшие месяцы.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: