НУРАНИ
2 сентября перед судом в небольшом шведском городке Вестерос предстал 29-летний выходец из Туниса Карим Чатти – главный и пока единственный “фигурант” уголовного дела, за расследованием которого внимательно следят СМИ многих стран. Керим Чатти был арестован 29 августа в аэропорту того же Вестероса, откуда, по некоторым данным, собирался отправиться в британский Бирмингем – для участия в мусульманской конференции.
Вместе с ним тем же рейсом собирались вылететь еще 19 делегатов. Как указывают наблюдатели, аэропорт Вестероса небольшой, и проверки самолетов на минирование тут – дело редкое. Тем не менее при обычном рентгеновском “просвечивании” у Чатти обнаружили… заряженный пистолет, который он пытался пронести на борт самолета. Вылет немедленно задержали, пассажиров самым тщательным образом проверили.
19 делегатов бирмингемской конференции тут же заявили, что они не знают Керима Чатти и никакого отношения к нему не имеют. Так что вопрос, направлялся ли бывший мелкий мошенник на конференцию радикальных исламистов или же пытался затеряться среди делегатов, остается открытым. Версия о попытке теракта, повторяющего события 11 сентября, появилась в прессе практически сразу. Источник в военной разведке Швеции заявил агентству “Рейтер”: “Мы точно знаем о том, что был план нападения на одно из посольств США в Европе”. По мнению разведчиков, Чатти собирался, захватив самолет, таранить на нем здание одной из американских дипломатических миссий.
После 11 сентября такой план вовсе не кажется безумной фантазией. Правда, глава шведской полиции безопасности Маргарета Линдерот поторопилась опровергнуть заявления источников в разведке. Позже в интервью газете Svenska Dagbladet представитель спецслужб тоже поторопился успокоить страсти, заявив, что “попытка Чатти захватить самолет с мусульманами на борту – это немыслимое дело”.
А ведущий шведский эксперт по терроризму Магнус Ранторп полагает, что если планировался захват лайнера, то для этого в Швеции существовало куда больше путей, чем пытаться практически открыто, в ручном багаже, нести пистолет на борт международного рейса. В отличие от полетов в другие страны, внутришведские рейсы, особенно на маленьких самолетах, досматриваются не столь тщательно. Однако понятно, что, во-первых, таранный удар маленького самолетика, на который, по мнению господина Ранторпа, легче пронести оружие, не приведет к таким же разрушениям, как самоубийственная атака при помощи “Боинга-737”, куда пытался пройти с пистолетом Чатти.
А во-вторых, полет из Вестероса в Бирмингем, да еще к тому же на “Боинге-737”, предполагает совершенное иное количество топлива на борту самолета, чем, скажем, перелет из Стокгольма в Гетеборг – а как показала трагедия 11 сентября, именно горящее авиационное топливо оказалось главным “поражающим фактором”. Да и террористы угоняли именно те самолеты, которым предстоял перелет через весь континент, с атлантического побережья США на тихоокеанское.
К тому же, как минимум, непонятно, зачем Чатти вообще пытался пронести на борт самолета заряженный пистолет и что собирался с ним делать во время конференции в Бирмингеме. Плюс ко всему на мировую читательскую аудиторию обрушилась лавина подробностей, которые с полным правом можно было бы назвать “косвенными уликами”.
Керим Чатти был хорошо известен шведской полиции – его не раз арестовывали за мелкое мошенничество и драки. Вербовка боевиков из числа мелких преступников-иммигрантов – шаг для “Аль-Гаэды” не новый. Мелким мошенником был и Ахмед Рессам, арестованный на американо-канадской границе накануне празднования Миллениума. а позже осужденный за подготовку взрыва “Космической иглы” в Сиэтле. Известно, что около двух лет назад Керим Чатти решил посвятить себя “истинному исламу” и после этого в поле зрения полиции более не попадал. А принадлежал он к той же радикальной религиозно-политической группировке Salafi Publication. Этой организации, как известно, симпатизировали и угонщики самолетов 11 сентября.
Чатти, так же как, и террористы 11 сентября, учился управлению “Боингом” в одной из летных школ в американской глубинке – в Конвее, штат Северная Каролина. Это подтверждают и представители североамериканского института авиации. Наконец, в прессу просочились сведения, что Керим Чатти был личным лругом еще одного гражданина Швеции арабского происхождения, которого США подозревали в финансировании “Аль-Гаэды”.
В свою очередь серьезные подозрения в отношении Чатти существуют в Великобритании. Как сообщил представитель Скотленд-Ярда, британская сторона даже предложила прокуратуре Швеции поддержку, которая может включать отправку в Стокгольм группы опытных сотрудников антитеррористического подразделения. Так что вряд ли стоит удивляться, что суд предъявил Кериму Чатти обвинение не только в нелегальном владении оружием, но и в попытке угона самолета. Наказание за него – пожизненное заключение.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год