Р.ОРУДЖЕВ, Н.АЛИЕВ
Вчера в сети Интернет была размещена реакция влиятельной международной правозащитной организации на события в Нардаране и их последствия. Международный секретариат Всемирной организации против пыток (OMCT), штаб-квартира которого находится в Женеве, выступил с резким заявлением в связи с ситуацией в Нардаране, призвав всех к “срочному вмешательству”.
В документе отмечается, что Международный секретариат OMCT был проинформирован Правозащитным центром Азербайджана (членом Всемирной организации против пыток) о том, что 16 человек, задержанных после событий в Нардаране 3 июня, по-прежнему находятся в заключении.
Наша справка: по словам директора Правозащитного центра Эльдара Зейналова, в ОМСТ, по-видимому, еще не успели обработать достаточно свежую информацию о том, что двое из арестованных – Гамид Яхшибеков и Сейфулла Ализаде – были отпущены на свободу в пятницу 23 августа.
OMCT отмечает, что 3 июня несколько сельчан были ранены, а один погиб. С задержанными обращаются жестоко, многие из них нуждаются в медицинской помощи. OMCT дает список арестованных в различных тюрьмах. В Шувеланской тюрьме: Сейфулла Ализаде, Физули Бабаев, Эльхан Джаббаров, Самеддин Рахибзаде, Инаят Рустамов, Сейфаддин Векилов, Хикмет Велиев, Гамид Яхшибеков, Этибар Закиев. В Баиловской тюрьме: Гаджибала Ахмедов, Аликрам Алиев, Агагусейн Аскеров, Хафиз Атакишиев, Мехман Алиев.
В неизвестном месте, возможно, в Управлении полиции Баку, содержатся Аликрам Аллахвердиев и Мирзаага Мовлумов. OMCT сообщает, что у Сейфуллы Ализаде стенокардия, и 1 августа даже случился сердечный приступ. Болезнь сердца диагностирована также и у Гамида Яхшибекова.
Наша справка: как уже известно сегодня, оба упомянутых пережили вслед за тем инфаркты, в связи с чем, возможно, власти и решились освободить их.
Что касается Аликрама Алиева, то, по данным Всемирной организации против пыток, он страдает диабетом и имеет серьезные проблемы со зрением. “Аликрам Алаххвердиев и Мирзаага Мовлумов, по сообщениям, были ранены во время событий 3 июня… Мовлумов был показан по телевидению, и на снятых кадрах он признавался в преступлении, которого не совершал. Власти пытаются изобразить нардаранцев преступниками… Имеется угроза повторения инцидента 3 июня. Без юридического обоснования власти объявили в Нардаране чрезвычайное положение…”, – отмечают авторы документа.
Международный секретариат OMCT серьезно обеспокоен физическим и психологическим здоровьем задержанных, особенно тех из них, кто нуждается в медицинской помощи. OMCT обращается к азербайджанским властям с требованием немедленно отменить чрезвычайное положение в Нардаране, так как это может привести к новым инцидентам и последующим за ними репрессиям.
Наша справка: как известно, режим блокады Нардарана был прекращен властями 6 июля.
Всемирная организация против пыток призывает всех направить обращения президенту Азербайджана Гейдару Алиеву и в посольства Азербайджана в различных странах и потребовать в них гарантий физической и психологической целостности нардаранцев, и обеспечения их медицинским обслуживанием.
Кроме того, в обращениях должны содержаться требования выпустить на свободу задержанных или организовать беспристрастный суд над ними, гарантировать уважение экономических, социальных и культурных прав на территории Азербайджана. Как сообщил “Эхо” Э.Зейналов, ОМСТ обладает статусом всемирной организации, которая занимается отслеживанием пыток по всей планете.
“Это очень весомая структура, фактически представляющая собой международное объединение правозащитных организаций. Сводки ОМСТ получает Комитет против пыток ООН, Комитет по предотвращению пыток при Совете Европы, Верховный комиссар по правам человека ООН. ОМСТ первой официально прореагировала на события в Нардаране еще 6 июня. Это очень подействовало на самую крупную американскую правозащитную организацию Human Rights Watch, которая 7 июня выступила с осуждением действий властей Азербайджана. ОМСТ – это сеть не только по сбору фактов о нарушениях, но еще и для вызова реакции на них.
ОМСТ рассылает свои обращения с призывом к действию, и члены ее сети тут же начинают работу сразу во многих странах. Протесты начинают поступать по нескольким электронным адресам аппарата президента Азербайджана, республиканской прокуратуры и т.д. Кроме того, обращения приходят в посольства иностранных государств в Баку, во все представительства Азербайджана за рубежом.
Я ни секунды не сомневаюсь, что с 6 июня просто лавина протестов пошла на власти Азербайджана. И то, что двоих самых старых нардаранцев освободили, в немалой степени показатель этого”. Э.Зейналову известно также о том, что активной “бомбардировкой” властей Азербайджана по вопросу Нардарана сегодня занимаются структуры ООН, СЕ и ОБСЕ. В начале сентября Зейналов собирается на правозащитный семинар ОБСЕ, который проходит попеременно то в Вене, то в Варшаве. Там он собирается выступить с подробным докладом на тему Нардарана. В самом поселке между тем продолжается подготовка к митингам 30 и 31 августа.
“Мы собираемся провести их на самом высоком уровне, с участием большинства населения”, – говорит аксакал хаджи Гаджиага Нуриев. Все лозунги и требования сохраняют силу.
Вчера нардаранцы услышали плохую для себя новость от родственников председателя Исламской партии Аликрама Алиева. Те отнесли ему передачу в Баиловский СИЗО, и там узнали, что в ночь с 27 на 28 августа А.Алиев находился в кризисном состоянии, результатом чего могла стать кома. До утра над ним работали тюремные врачи. В настоящее время Алиев находится в предкризисном состоянии, но, несмотря на это, его почему-то не переводят в центральную тюремную клинику. Жители Нардарана заявляют, что если Алиев умрет в тюрьме, это ляжет еще большим пятном на правящий режим, чем даже убийство 3 июня Алигасана Агаева. Вчера же утром, сообщил Г.Нуриев, в центре села старики имели разговор с местным представителем власти Яшаром Оруджевым.
Они заявили ему: “Мы начинаем митинги, и это должно стать сигналом для вас, что пора уже что-то делать. Когда вас только назначили, вы сказали нам, что у вас есть большие полномочия для решения всех проблем Нардарана. Но вы так ничего и не сделали. Передайте своим начальникам, которые вас сюда поставили, что в такой ситуации, в какой находится село, вам будет невозможно работать по-человечески”.
Я.Оруджев ответил, что будет стараться, но до вечера так и не была решена ни одна из многочисленных проблем поселка. Кроме того, вчера Нардаран посетили члены независимой следственной группы, созданной правозащитниками из числа независимых юристов. С ними приехали и врачи…
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год