НУРАНИ
28 августа в Берлине авторитетная международная организация Transparency International опубликовала свой ежегодный доклад о коррупции в разных странах мира. Согласно результатам исследования этой организации, Азербайджан, набравший по уровню “честности” два балла из 10 возможных, вошел в число наиболее коррумпированных стран мира наряду с такими государствами, как Парагвай, Нигерия, Бангладеш и Уганда, оказавшись на последнем месте среди стран постсоветского пространства, уступив даже Молдове с ее 2,1 балла.
Как указывается в пресс-релизе Transparency International, выставленный стране “балл коррумпированности” отражает восприятие коррупции аналитиками и бизнесменами, которым предлагается оценить ее уровень по 10-балльной шкале от 10 (коррупции практически нет) до 0 (коррупция крайне высока). Чтобы рейтинг страны был включен в результаты исследования Transparency International, в этом государстве должно быть проведено не менее трех исследований (в Азербайджане, по данным Transparency International, их было четыре).
Справедливости ради следует отметить, что такие страны, как Армения, Туркменистан, Таджикистан, из-за крайне слабого интереса к ним международного бизнеса в рейтинговое исследование Transparency International не включены вообще. Коррумпированной считается страна, чей рейтинг не превышает 5 баллов. Что означают на этом фоне 2 балла Азербайджана, можно догадаться.
Руководители организации Transparency International обратились к участникам саммита по устойчивому развитию в Йоханнесбурге с призывом обратиться в срочном порядке к решению проблемы коррупции и принять такие решения, которые будут выполнены. По их мнению, коррумпированные государственные чиновники и бизнесмены вредят своим странам, способствуя распространению бедности и тормозя их развитие. “Политические элиты и их подручные продолжают брать взятки при каждой возможности. Рука об руку с коррумпированными предпринимателями они загоняют целые нации в ловушку нищеты и препятствуют устойчивому развитию.
Считается, что коррупция достигла опасно высокого уровня не только в бедных регионах мира, но и во многих государствах, фирмы из которых вкладывают средства в развивающиеся страны,” – заявил на представлении исследования председатель Transparency International Питер Айген. Как показывает рейтинговое исследование Transparency International, все это целиком и полностью относится и к Азербайджану.
Не следует забывать, что во многих странах, и прежде всего в США, существует весьма жесткое внутреннее антикоррупционное законодательство, на основе которого бизнесмены несут ответственность и за дачу взяток за пределами своей страны. Плюс ко всему рейтинги Transparency International для многих потенциальных инвесторов – это недвусмысленное руководство к действию: работать в коррумпированной стране среди честных бизнесменов желающие вряд ли найдутся.
И при этом совершенно очевидно, что высокий уровень коррупции в Азербайджане не удастся списать ни на происки “армянского лобби”, ни на “некомпетентность прежнего руководства”, отстраненного от власти почти десять лет назад.
А переоценить опасность коррупции для Азербайджана вряд ли возможно даже теоретически. В 1998 году, отвечая на вопрос одного из западных дипломатов, на что рассчитывает Армения, ужесточая свою позицию на переговорах, тогда еще кандидат в президенты этой страны, Роберт Кочарян заявил: “В Азербайджане думают, что время работает на них, а это не так. Для Армении важно не поддаться сиюминутному страху. В Азербайджане сделали ставку на нефть, а мы дождемся того момента, когда все доходы от нее окажутся на тайных счетах где-нибудь на Багамских островах”.
Комментируя вероятность такого развития событий в Азербайджане, американские дипломаты отмечали, что у нашей страны еще есть время обуздать коррупцию до того, как в страну станут поступать те самые нефтедоллары. По оценкам западных экспертов, пик добычи нефти в Азербайджане придется на конец первого десятилетия наступившего века. Время у нас еще есть, но его явно немного.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год