И.ЭЛЬХАНГЫЗЫ
Недавно “Эхо” познакомило читателей со скульптором, работающим с песком, Сергеем Абдурахмановым, нашим соотечественником, проживающим сейчас в США. Он принимал участие в Европейском фестивале песчаной скульптуры. Статья называлась “В Дании наконец-то узнали, где находится Азербайджан”. Напомним, что наш земляк Сергей занял на этом фестивале шестое место. Тогда же наша газета анонсировала, что следующий фестиваль, в котором Сергей примет участие, пройдет в китайском городе Сандлейке. Как стало известно, фестиваль прошел успешно, и Сергей Абдурахманов занял первое место в группе В.
– В предыдущий раз вы принимали участие в чемпионате Европы, который проходил в Дании. Тогда, как мы помним, участников не делили на группы. Что же теперь означает группа В?
– Этот фестиваль не собирает большого числа участников. К примеру, на китайский фестиваль прибыло 20 участников из 11 стран. Порядок проведения фестиваля такой, что все участники делятся на три группы. В группу А входят скульпторы, которые не менее пяти лет выступают на международной арене или имеют призовые места на международных соревнованиях. Группа В – естественно, все остальные, за исключением тех, кто приглашен впервые, они составляют группу С. В этих соревнованиях в группе А было 10 человек, в группе В – 8, С – 2 участника.
-В прошлый раз вы попали на конкурс почти случайно, а на этот раз?
– На этот фестиваль участников приглашал сам оргкомитет. Никакие заявки не принимались. И не только приглашал, но и рассылал задания. В отличие от прошлого чемпионата, когда тему “Гнев стихии” я выбирал сам, для участия в этом фестивале участник должен был отправить эскиз на заданный мотив. Затем оргкомитет присылает буквально все: расписание, билеты, резерв гостиницы и необходимые документы для получения визы. Все хлопоты и расходы, связанные с получением визы, они тоже берут на себя.
Переговоры идут через Интернет. Каждому участнику была предложена конкретная тема, с пожеланием от оргкомитета включить определенные детали. Так, мне достался “Багдад”. А в качестве рекомендации мне предложили воссоздать архитектуру времен расцвета Шелкового пути. Багдад того времени я представлял себе смутно, поэтому пришлось искать иллюстрации в Интернете. Так, в моей работе появились изображения реальных архитектурных ансамблей Багдада того времени. Другим участникам достались темы нелегче – Венеция, Афины, Рим, Мекка и т.д.
– Нам известно, что на прошлом фестивале были проблемы с судейством. Как обстояло дело на этот раз?
– На этот раз все было гораздо профессиональнее. А оценивались работы “песчаников” по следующим критериям – естественно, профессионализм скульптора, умение раскрыть тему, использование “опасных” деталей, т.е тонких деталей и пустот, которые могут обвалиться, если их делать неправильно. Т.е. работа, повторяющая по форме исходную пирамиду, не имеет шансов на успех.
– Насколько известно, в прошлый раз вам постоянно приходилось объяснять, что такое Азербайджан и где он находится, а датская пресса даже назвала вас скульптором из России. Были ли у вас подобные проблемы в Китае?
– Нет. В Китае Азербайджан знают и принимали меня тепло. Вообще, мне очень понравилось то, как проходил фестиваль в Китае. Участников повсюду окружала роскошь, которая не идет ни в какое сравнение со сдержанным комфортом Дании. Я провел тут две недели, из которых работал только шесть дней. За это время из горы песка размером 8 на 7 м в основании и 5,2 м в высоту надо было сделать “нечто”! Все же остальное время – экскурсии, приемы, шоу.
– Каковы ваши дальнейшие творческие планы?
– Совсем скоро, в сентябре, ожидается конкурс в Шанхае, но туда я больше не ездок! Работы много…(помолчав). Еще, я похудел там на 6 кг. Ну не могу я есть китайскую пищу, хоть от нее весь мир в восторге. Целых две недели ел один рис – надоело страшно. Так что я лучше дождусь осеннего конкурса в Сан-Франциско, а в декабре, наверное, поеду в Акапулько.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год