Армянские военные открещиваются от грязной сделки

Р.ОРУДЖЕВ

Как сообщало “Эхо”, 21 августа таможенниками московского аэропорта Шереметьево была конфискована крупная партия контрабандных боеприпасов в виде 110 тыс. патронов различного калибра, направлявшихся из Новосибирска в Армению. Вчера днем, сообщают армянские СМИ, минобороны Армении поспешило категорически опровергнуть свое отношение к вышеназванному грузу. Как передают “Арминфо” и “АРКА”, в пресс-службе МО РА им заявили, что министерство ввозит в Армению оружие только законным путем, на основании заключенных с разными странами и соответствующими структурами договоров.

“Так и должно было произойти, – ответил на это глава управления информации Минобороны Азербайджана Рамиз Меликов. – Когда в 1993-96 гг. Россия поставила Армении вооружений на 1 млрд. долларов, Армения тоже отрицала эти факты. Когда покойный Лев Рохлин, председатель комитета обороны Госдумы РФ, а вслед за ним и Амангельды Тулеев, председатель комитета по СНГ, подтвердили эти факты, было назначено расследование, но Армения все равно продолжала отказываться. Сейчас мы ожидали того же. Но факт остается фактом – и о нем заявила таможня России. Мы склонны больше доверять российским госорганам, нежели армянским”. Политолог Расим Мусабеков считает, что “если уж покупать патроны для стрелкового оружия, можно было бы это сделать вполне легальным образом, и никто бы по этому поводу каких-то особых претензий не выдвигал.

Армения входит в Договор о коллективной безопасности, в соответствии с которым она может приобретать оружие в России и по льготным ценам. Я думаю, здесь может быть другая версия, и она может быть более реальной – сделка осуществлялась криминальными или полукриминальными структурами, а оружие вполне могло предназначаться и для “Хезболлах”, и для палестинских боевиков, которые сегодня нуждаются в этом оружии. Оно могло очутиться у курдских боевых подразделений в Ираке и Турции. Объем сделки как раз подходит для подобного рода операций. Маловероятно, чтобы через подставных лиц эту сделку проводило минобороны Армении для своих нужд. Я думаю, что в данном случае как раз минобороны само могло играть роль подставной структуры для незаконной операции, в которой могут участвовать и российские полукриминальные структуры, и армянские”.

Вчера же в Интернете появился материал агентства WPS, в котором приведены цифры по вооружениям обеих сторон и рассмотрен сценарий возможного развития событий в нашем регионе в случае возобновления боевых действий. “Насколько способны войска вести боевые действия? – задается вопросом WPS. – Что представляет собой с военной точки зрения соотношение сил на карабахском театре военных действий? По данным западных источников, боевая численность ВС Азербайджана составляет: личного состава – 69900 (чел.), танков – 259 (ед.), ББМ – 328. Артиллерия (122 мм и выше) – 303, боевых самолетов – 49, ударных вертолетов – 15. В Армении войск поменьше: личного состава – 52000 (чел.), танков – 102 (ед.), ББМ – 218. Артиллерия (122 мм и выше) – 225, боевых самолетов – 6, ударных вертолетов – 9; Между тем в Карабахе сосредоточены достаточно большие силы: личного состава – 20000-25000 (чел.), танков – 316 (ед.), ББМ – 324. Артиллерия (122 мм и выше) – 322, РСЗО (БМ-21) – 44.

Карабахская армия наиболее боеспособна на всем постсоветском пространстве. За основу боевой учебы взят опыт бывшей советской армии. В ВС НКР практически те же уставы, курсы стрельб и вождения. Регулярно проводятся военные учения и маневры, привлекаются к ним не только действующие войска, но и мобилизационные ресурсы. В ВС НКР нет системы отсрочек от призыва и каждый молодой человек мужского пола в возрасте 18-20 лет обязан два года отслужить в армии. На оборону НКР тратит четверть всего бюджета. На всем протяжении 250-километрового участка карабахско-азербайджанской границы расположены боевые подразделения, готовые в любую минуту отразить нападение противодействующей стороны.

…Прослойка контрактников в Армии обороны Карабаха достаточно высокая – 20-22%. У них есть целые подразделения, где служат только профессионалы. Действуют и материальные стимулы. Лейтенант на передовой в ВС НКР получает 150-170 долларов… Хотя боевых самолетов и ударных вертолетов в ВС НКР нет, очевидно, что на стороне ВС НКР в случае конфликта выступит и армия Армении. Поэтому при подсчете и анализе боеспособности сторон надо суммарно подсчитывать ВС Армении и НКР. По сухопутным войскам армянские силы (ВС НКР и Армении) в возможном конфликте имеют явный перевес. Хотя этого не скажешь по авиации. Между тем они имеют дееспособные силы ПВО, которые вооружены модернизированными комплексами С-125 и С-75. В азербайджанской армии тоже имеются аналогичные комплексы, однако их расчеты ПВО менее подготовлены. По мнению аналитиков, невысока и дееспособность сухопутных войск Азербайджана.

Таким образом, в нынешних условиях Баку не способен вести эффективные наступательные боевые действия против сил НКР и Армении. Между тем военно-экономический потенциал Азербайджана значительно выше, чем у противостоящей стороны. Особым боевым фактором в будущем может служить то обстоятельство, что у Баку имеются значительные ресурсы по пополнению горюче-смазочных материалов, чего вообще нет в Армении. Уничтожение материальных запасов ГСМ, боеприпасов и т.п. приведет к значительному уменьшению боевых возможностей армянской стороны… Завоевание НКР азербайджанской стороной возможно. Удержание же в рамках Азербайджанского государства на долгое время вряд ли осуществимо…” “Изощренным актом психологической войны” назвал “недостоверные факты, приведенные в публикации”, высокопоставленный представитель Вооруженных сил Азербайджана. – Все цифры, которые там приведены, не соответствуют действительности. При разделе имущества бывших ВС СССР Армении, Грузии и Азербайджану досталось примерно равное количество вооружений.

Взять хотя бы танки, цифра, приведенная в статье, неверна. Есть списки международных инспекций, регулярно проверяющих ВС Азербайджана на предмет соответствия их нынешнего количества тому, которое досталось ему от СССР. Наша страна не имеет права нарушать эту квоту. И я не думаю, что “НКР” может располагать 316 танками, потому что именно этот вид вооружений был поделен на одинаковые части между тремя странами. Кроме того, я не согласен с тем, что суммарное количество сухопутных вооружений в Армении и Нагорном Карабахе превышает наше. В Карабахе и Армении нет сил, способных противостоять 8-миллионному Азербайджану и тому мощному потенциалу, который несравним с тем, чем обладают армяне. Наши ВС превосходят и по качеству, и по количеству ВС “НКР”. Недавно сам министр обороны Армении Серж Саркисян фактически признал, что значительную часть “армии НКР” составляют призывники из Армении.

“Армия НКР” большей частью состоит из ВС Армении, это не секрет. Заявление о том, что “армия НКР” – наиболее боеспособна на постсоветском пространстве, впервые прозвучало в прошлом году из уст сеператистки Наиры Мелкумян. Это полный блеф. Эта “армия” не принимала участия ни в одних действиях после 1994 года. Они занимаются самоуспокоением и одновременно пытаются показаться сильными в глазах своих зарубежных покровителей. Но сила армии демонстрируется на каких-то учениях в масштабе или СНГ, или международных мероприятий. А их сегодняшний “минобороны” Сейран Оганян в бывшем СССР не поднимался выше должности командира батальона. Это категория подполковника, а он у них уже “генерал-лейтенант”. Сравнение достаточно красноречивое.

…У нас есть недостатки и минусы, но если взять в целом, мы их значительно превосходим. Наши ВС принимают участие во многих международных мероприятиях, даже в 2-3 раза чаще, чем армянские ВС, не говоря уже об “армии НКР”. У них нет возможности самостоятельно готовить специалистов, а у нас есть три высших военных вуза – общевойсковой, военно-морской и военно-воздушный. Кроме того, наши курсанты учатся и в США, и в КНР, и в Пакистане и т.д. Так что все приведенное – еще одна большая армянская дезинформация. Я лишь сожалею, что мы в некоторой степени уступаем им в пропагандистской войне…

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: