Р.ОРУДЖЕВ
Вчера днем Армения представила миру еще одно наглядное свидетельство глубокой порочности правящего в Ереване режима, не желающего отказываться от политики вооруженного захвата и удержания чужих территорий. Контрабандный вывоз крупной партии боеприпасов из Москвы был пресечен сотрудниками российской таможни. Как сообщили агентству РБК в Государственном таможенном комитете РФ, на Шереметьевской таможне в результате оперативно-розыскных мероприятий оперативники задержали партию патронов разного калибра в количестве 110 тыс. штук, направлявшихся транзитом из Новосибирска в Армению.
“Оккупанты, к сожалению, постоянно вооружаются, причем незаконными путями, – прокомментировал ситуацию для “Эхо” начальник управления информации Минобороны Азербайджана полковник Рамиз Меликов. – Армяне различными способами закупают сегодня новые вооружения и припасы. Возможно, задержанная партия также входит в этот цикл. В принципе необязательно, чтобы эти патроны были произведены на оборонных предприятиях, расположенных в Сибири, нельзя исключать, что и в пункт отправки они были доставлены откуда-то еще.
Приобретение стольких боеприпасов Арменией незаконным образом не может, конечно, не беспокоить нас. Этот факт не служит стабилизации военно-политической ситуации на Южном Кавказе. И происходит это, когда ведутся переговоры между президентами Азербайджана и Армении. Причем армяне постоянно громогласно заявляют о том, что хотят решить карабахский конфликт мирным путем, а сами в это время вооружаются. Это нарушает формат обычных вооружений в Европе.
Есть такой договор об обычных вооружениях в Европе. Мы уверены были в таких нарушениях со стороны Армении, и этот факт еще одно тому подтверждение. Мы призываем мировую общественность и Совет Европы обратить внимание на это. Сейчас как раз в Армении работает мониторинговая группа ПАСЕ по выполнению ею взятых перед СЕ обязательств. Мы призываем членов этой группы также обратить внимание на этот факт. Армения – оккупант, и такие шаги, стремление постоянно вооружаться исходят из самой ее натуры”. “Конечно, это не первый и далеко не самый крупный пример поставки российских вооружений Армении, – отмечает экс-глава секретариата президента АР, известный политолог Эльдар Зейналов. – Самые широкомасштабные поставки осуществлялись, конечно, в первые годы военного конфликта.
Затем они тайно продолжались и в середине 90-х гг., когда стала достоянием гласности поставка оружия Армении на сумму свыше 1 млрд. долларов, и в российской прессе появились документальные подтверждения этому. Тогда разразился большой скандал. На самом деле есть и международные нормы, которые запрещают поставлять оружие в зоны вооруженных конфликтов. Более того, с формальной точки зрения было и распоряжение президента РФ о прекращении поставок оружия в зону конфликта. Но все эти поставки осуществлялись тайно, в обход этих нормативных актов и с ведома руководства России. Поэтому-то всякие попытки расследовать эти обстоятельства натолкнулись на блокирование со стороны российских государственных чиновников. А последний случай выглядит достаточно тревожным именно потому, что после прихода к власти Владимира Путина у нашей общественности создается мнение, что новое руководство России готово занять объективную позицию по вооруженному конфликту с Арменией.
Недавно был первый тревожный звонок – это заявление МИД РФ по поводу т.н. президентских выборов в Нагорном Карабахе. Лексикон этого заявления, в отличие от отношения, выраженного другими странами и международными организациями, был достаточно двусмысленным. Это в целом лексикон армянских сепаратистов, которые говорят о том, что они не против принципа территориальной целостности, но считают, что принцип самоопределения наций равнозначен ему.
Но после случая обнаружения этой контрабанды, я думаю, что пока нет оснований говорить о том, что российская политика снова возвращается в старое русло времен Ельцина. По крайней мере потому, что именно российские органы и задержали этот контрабандный груз и сообщили об этом общественности. Но в любом случае я думаю, что азербайджанская сторона должна выразить свое беспокойство этим фактом”.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год