И.ЮСИФОГЛУ
Вчера под председательством Гейдара Алиева в аппарате главы государства прошло расширенное заседание с участием руководящих работников исполнительных органов и президентской администрации. Длившееся около трех часов мероприятие было посвящено предстоящему 24 августа референдуму по внесению изменений и дополнений в Конституцию страны. Как сообщило агентство “Туран” со ссылкой на пресс-службу президента, глава президентской администрации Рамиз Мехтиев и другие ответственные лица информировали о предпринятых исполнительными органами организационных и технических мерах в связи с референдумом. Гейдар Алиев дал поручение о проведении референдума в обстановке открытости, прозрачности и демократии.
В Страсбург, Швиммеру
Вчера оппозиционные партии страны направили письмо в Страсбург на имя генерального секретаря Совета Европы (СЕ) Вальтера Швиммера. Оппозиционеры напоминают, что вступление Азербайджана в СЕ они в свое время восприняли с воодушевлением. Однако ситуация с правами человека в Азербайджане после 25 января 2001 г. только ухудшилась. Более того, отмечается в письме, “нарушения прав человека и действующего законодательства обосновываются в Азербайджане требованиями СЕ и, якобы, обязательствами перед этой организацией”. В связи с этим, оппозиционные партии намерены узнать официальную позицию СЕ по двум предложениям, вынесенным на референдум. Это первый (“Изменения, вытекающие из обязательств Азербайджана перед СЕ”) и второй (“Изменения, вытекающие из присоединения к Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека”) разделы бюллетеня для голосования.
Напомним, что проект Акта референдума будет вынесен на голосование без соответствующей экспертной оценки Венецианской комиссии и других европейских структур. Поскольку власти страны за экспертной оценкой не обращались. В письме сообщается, что в первый раздел бюллетеня включен пункт, лишающий Конституционный суд полномочий отмены регистрации политпартий и общественных организаций. Суть этого изменения, поясняют авторы обращения, состоит в том, что “запрещать политические и общественные структуры после референдума смогут общие суды”. Швиммеру сообщают, что “подписавшие обращение оппозиционные партии жестко протестуют против этого предложения и сомневаются в его обусловленности требованиями СЕ”.
По второму разделу оппозиция отмечает изменения в пункт III статьи 71. Здесь предусматривается изъять слово “лишь”. Отметим, что в действующей Конституции эта статья дается в следующей редакции: “Лишь (предлагается изъять. – Ред.) при объявлении войны, военного и чрезвычайного положения, а также мобилизации осуществление прав и свобод человека и гражданина может быть частично и временно ограничено с учетом международных обязательств Азербайджанской Республики. О правах и свободах, осуществление которых ограничено, заблаговременно объявляется населению”. Изменение в эту статью, считают оппозиционеры, снизит правовые стандарты в области прав человека в Азербайджане и никакого отношения к Европейской конвенции не имеет. Отметим, что в письме не указаны сроки ожидаемого ответа. Швиммер, как сообщил один из авторов документа зампред АМИП Ильгар Мамедов, может ответить “в любое время”.
Разрешительный запрет
Вчера Верховный суд (ВС) отклонил кассационную жалобу Объединения редакторов (ОР). ОР, как уже сообщалось, протестует против решения ЦИК от 8 июля, регламентирующего освещение прессой предстоящего референдума. Согласно этому документу, в ЦИК должны были представляться списки журналистов для освещения референдума. ОР, расценив это решение как ограничивающее свободу слова и противоречащее законодательству, обратилось в Апелляционный суд (АС). 29 июля АС оставил в силе решение ЦИК. Однако вчерашний аналогичный ответ ВС позволит представителям СМИ наблюдать за проведением референдума.
Как сообщил председатель журналистского объединения “Ени Несил” Ариф Алиев, “в ответе ВС указано: “решение ЦИК относится только к журналистам, участвующим в референдуме в качестве наблюдателей”. СМИ, поясняется в решении ВС, могут беспрепятственно наблюдать проведение референдума. Как СМИ, а не как наблюдатели. Хотя, согласно статье 24 Закона “О референдуме”, никаких преимуществ статус “наблюдателя” перед статусом “представителя СМИ” не дает. Так что запрет ВС получился “разрешительным” и СМИ смогут наблюдать за процессом голосования 24 августа.
Из рук в руки
Вчера более 20 оппозиционных партий страны распространили заявление в связи с отстранением их от процесса мониторинга референдума. Всего получить статус наблюдателей на референдуме, по сообщению агентства “Туран”, смогут более 66 тысяч человек. На сегодняшний день регистрацию в ЦИК прошли 66053 местных наблюдателя, из них около 59 тысяч человек – представители политпартий. Однако “смогут участвовать” еще не означает участия. Поскольку ЦИК участие оппозиции попросту блокировал, говорит зампред ПНФА “реформаторов” Фуад Мустафаев. Так, оппозиция неделей ранее представила в ЦИК список более 15 тысяч человек. ЦИК, по словам Мустафаева, вначале запросил к списку адрес каждого наблюдателя.
Через некоторое время возникло другое препятствие прохождению аккредитации – удостоверение наблюдателя выдается лично в руки. Вчера наш корреспондент имел возможность получить это удостоверение и процесс занял около 20 минут. Хотя проблема даже не во времени. Дело в том, отмечает зампред ПНФА, что приезд более 15 тысяч человек со всех уголков страны в столицу за получением удостоверений технически невозможен. Это, казалось бы, безобидное условие, отмечает Мустафаев, делает невозможной аккредитацию оппозиционеров. Тем не менее, “если до 22 августа проблема не будет решена, то оппозиция найдет другие пути мониторинга референдума”, заверяет зампред ПНФА.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год