Г.ГАМИДОВ
Любой футбольный болельщик в Азербайджане знает, в каком положении сейчас находится отечественный футбол. Национальное первенство, как известно, не проводится по причине бойкота, который объявили десять футбольных клубов высшей лиги еще в конце предыдущего чемпионата. В результате первенство так и не было завершено, а азербайджанские клубы не приняли участие в розыгрыше еврокубков сезона 2002 – 2003 гг. Подобное стечение обстоятельств вынудило отечественных футболистов податься за рубеж. Те, кому повезло меньше, тренируются в составе ФК “Шафа”, либо вообще отошли от футбола. Тренерскому составу национальных команд Азербайджана стоит огромных сил собрать воедино “сборников” и постоянно поддерживать их форму. Однако делать это без игровой практики, порой, кажется невозможным.
Напомним, что начало инциденту положило спорное решение рефери ФИФА Хагани Мамедова в матче 2-го тура стадии плей-офф между командами “Шафа” (Баку) и “Хазар университети” (Баку), который состоялся 2 апреля 2002 года. Как известно, матч проходил в относительно равной борьбе и счет в основное время открыт так и не был. Однако, за несколько секунд до окончания дополнительного времени в ворота “студентов” назначается спорный пенальти, который четко реализует капитан команды “Шафа” Тарлан Ахмедов. Впоследствии результат матча был неоднократно аннулирован и вновь восстановлен. Но усмирить возмутившихся таким образом оказалось невозможно. На Мамедова тогда обрушилась масса критики.
Однако на защиту рефери встала Ассоциация футбольных федераций Азербайджана (АФФА) во главе с президентом организации Фуадом Мусаевым. В результате, против национальной ассоциации ополчилась вся футбольная общественность страны. С тех пор прошло более четырех месяцев. Однако только вчера стало известно, что точку зрения руководства АФФА в тот момент разделяли далеко не все функционеры ассоциации.
Свое мнение на этот счет “Эхо” выразил председатель судейского комитета АФФА Али Искендер НАГИБЕКОВ:
– Будучи главой судейского комитета, я недоволен своей работой за последнее время. Дело в том, что эту структуру до меня возглавлял Хагани Мамедов, которого я вообще считаю случайным человеком в судействе. Сам он никогда не играл в футбол.
– Что такого делает Хагани Мамедов?
– Любимым делом Хагани являются интриги. Рефери создает нездоровую атмосферу в АФФА, о чем ему неоднократно было сказано на многих собраниях и совещаниях судейского корпуса. Он постоянно настраивает против меня всех наших судей. При распределении игр между судьями львиную долю матчей он берет себе и тем самым лишает молодых перспективных арбитров возможности развиваться. Из 100 игр Мамедов берет себе 50. В результате, на долю других рефери приходится по 15 – 18 игр в сезоне. Где же справедливость? Как расти молодым тренерам? Я еще не говорю о том, что творил Хагани, когда сам возглавлял судейский комитет.
– А разве не вы должны распределять матчи между судьями?
– По закону, конечно, я. Но при содействии некоторых сил у меня это право было отобрано и передано Мамедову. Вспомните злосчастный матч “Шафа” – “Хазар университети”. Именно из-за этого судьи и начался весь сыр-бор в нашем футболе. Не думаю, что Мамедов просто допустил ошибку. Я уверен в одном – за это его необходимо было отстранить от судейства как минимум на год.
Приведу один пример. Не помню точно, в прошлом или позапрошлом году, в матче “Кяпаз” (Гянджа) – “Нефтчи” (Баку), который проходил в Гяндже, мингечявирский судья Ровшан Ахмедов назначил сомнительный пенальти в пользу хозяев поля. В итоге, после матча в АФФА приняли решение пожизненно отстранить этого рефери от судейства. Для сравнения скажу, что судейскому комитету не позволили рассмотреть решение Мамедова на своем собрании. Понятно, что Хагани делает все небескорыстно.
“Подарив” “Шафа” 3 очка, взамен судья был делегирован на международные юношеские игры стран СНГ, которые проходили в Москве, побывал в Турции и недавно с национальной сборной отправился в Иран. Разве так можно? У нас много талантливых судей. Одним из них является Иманхан Султани. Согласно официальным данным УЕФА, именно этот рефери входил в двадцатку перспективнейших судей Европы. Дважды на него приходил персональный вызов на Кубок чемпионов стран СНГ. Однако из-за интриг Мамедова Султани в Москву не поехал. За плечами этого парня не один десяток отсуженных международных матчей. Члены судейского комитета УЕФА Петр Вернер (Польша) и Петр Ганц (Голландия) неоднократно отзывались о Султани, как об одном из самых талантливых футболистов континента и советовали почаще отправлять его на международные турниры. Оценки Султани всегда были выше результатов Мамедова. И в отличие от Хагани, Иманхан никогда не занимался сплетнями, доносами и интригами.
Все знают, как Мамедов обслуживает матчи. В прошлом сезоне, когда футболисты “Динамо-Бакылы” узнали, что предстоящий матч против ФК “Шафа” будет судить Хагани, они отказались выходить на игру, так как были уверены, что рефери погубит команду. Их уговорили выйти на матч, они послушались, а затем пожалели. То, чего ожидали футболисты, конечно же, случилось. После игры я подошел к Мамедову, выразил свои претензии и сказал, что мне, как председателю судейского комитета, стыдно за такое судейство. Он, словно киллер, убийца. Только вот одним выстрелом киллер убивает одного человека. Хагани же одним своим решением “убивает” целую команду.
– Во сколько оценивается судейство одного матча?
– За одну игру главному арбитру платят 150 тысяч манатов. Судьи на линиях получают по 100 тысяч манатов. По международным стандартам, это мизерная сумма. Но для нас – очень даже неплохие деньги.
– Из ваших слов следует, что вы полностью лишены законных прав председателя комитета…
– Благодаря некоторым силам. Недавно у меня даже отобрали право подписи. Кстати, по всем законам, я вдобавок обязан быть членом исполкома АФФА. Однако таковым не являюсь.
– Сколько футбольных арбитров на сегодняшний день работают в Азербайджане?
– Максимум 50 человек.
– Какое количество из них являются арбитрами ФИФА?
– 6 рефери.
– Скольким судьям доверено обслуживать матчи национального первенства?
– 12 арбитрам.
– Проводится ли какая-нибудь работа по повышению квалификации судей?
– Да, мы проводим специальные лекции и семинары.
– Допустим, я хочу стать судьей, что для этого мне необходимо сделать?
– Нужно прийти в судейский комитет, записаться на занятия, которые проводятся каждый вторник. По окончании курса слушатель будет экзаменован. Также у нас есть определенная подгруппа молодых судей, с которыми проводит занятия Рамиз Асадов.
– Сколько арбитров заинтересованы в повышении собственной квалификации?
– Наши занятия посещают около 20 – 30 судей. Правда, как бы хорошо судья ни знал теорию, без сомнений, для повышения его квалификации необходима практика обслуживания матчей. Сейчас чемпионат у нас не проходит. Но даже когда проводился, количество обслуживаемых судьями матчей было невелико. В высшей лиге нашего первенства играет всего 12 клубов, а в первой – 7. Как видите, особого опыта не наберешься. К тому же большую часть игр себе берет Хагани Мамедов.
– Что необходимо сделать для повышения уровня азербайджанских судей?
– Хорошим судья становится с годами. Т.е. необходим опыт обслуживания матчей как внутри страны, так и за ее пределами. Судья может считаться более или менее опытным, если у него за плечами около 150 игр. Известно, что судейство неразрывно связано с футболом. Уровень нашего судейства чуть выше, чем уровень наших футболистов. В ряды арбитров срочно нужно привлекать молодежь. Многие азербайджанские квалифицированные рефери – солидного возраста, а достойной смены пока не видно. Кстати, одна из главных бед наших арбитров – незнание иностранного языка, в частности английского. Не считая Эльдара Нагибекова, никто из арбитров большого футбола не знает иностранных языков. Сколько раз я говорил нашим судьям, что язык сейчас просто необходим.
– Вы не проводите специальных курсов по изучению иностранных языков?
– К сожалению, у нас нет возможностей. Однако Иманхану Султани УЕФА выделил деньги на обучение английскому языку.
– Как бывший футболист и судья, что, на ваш взгляд, необходимо предпринять для повышения уровня нашего футбола?
– Необходимо вплотную заняться детско-юношеским футболом не только в столице, но и в районах. Нужны квалифицированные тренеры. Причем наставник детско-юношеских секций должен получать зарплату, превышающую денежное вознаграждение остальных тренеров. Правда, в первую очередь, нужно чтобы ситуация, сложившаяся в отечественном футболе, скорейшим образом разрешилась. Либо стороны должны помириться, либо кто-то должен признать свое поражение. Также хочу отметить, что некоторое время назад президент страны Гейдар Алиев распорядился присудить Казбеку Туаеву президентскую премию. К тренеру “Нефтчи” я отношусь очень хорошо и считаю, что получил он эту премию весьма заслуженно.
Однако, нисколько не умаляя достоинств Туаева, хотелось бы, чтобы к подобной награде были представлены такие в прошлом футболисты “Нефтчи”, как бронзовые призеры чемпионата СССР 1966 года Яшар Бабаев, Адиль Бабаев, Владимир Брухтий. Думаю, они сделали для азербайджанского футбола не меньше, чем Казбек. К тому же, если честно, материальное положение этих людей оставляет желать лучшего. Хотелось бы посредством вашей газеты обратиться к спортивным функционерам нашей страны с просьбой помочь тем, кто всю свою жизнь отдал азербайджанскому футболу. Мне все равно, что будет со мной. Главное для меня – азербайджанский футбол, который я люблю всем сердцем, и хочу, чтобы он процветал.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год