НУРАНИ
Вспыхнувшие на прошлой неделе в лагере палестинских беженцев Эйн-аль-Хельва столкновения для мировой прессы прошли практически незамеченными: в центре внимания остаются наводнения в Европе и нарастающая напряженность в регионе Персидского залива. Мировые информационные агентства ограничивались скупыми сообщениями. Между тем события эти требовали и требуют куда большего внимания. Эйн-аль-Хельва – крупнейший лагерь палестинских беженцев на территории Ливана.
В 1982 году, во время ливанской войны, его название не сходило с первых страниц газет всего мира. Несмотря на то, что в 1982 году Израилю удалось нанести по позициям палестинцев в Ливане сокрушительный удар, расклад сил в самом Ливане изменился коренным образом, а Ясир Арафат был вынужден перенести свою штаб-квартиру в более безопасный Тунис, – большинство лагерей палестинских беженцев на ливанской территории, включая и Эйн-аль-Хельву, существуют и поныне. И самое главное, сохраняют свою “самостоятельность” – власть на их территории принадлежит, по сути дела, палестинским группировкам, взаимоотношения между которыми далеко не всегда складываются гладко.
Роль “триггера” в развитии конфликта в лагере Эйн-аль-Хильва, судя по всему, сыграло решение “верховного палестинского командования”, то есть Ясира Арафата и де-факто возглавляемой им организации ФАТХ, удалить из лагеря боевиков организации “Джамаат Ад-Дуния”, известной также как движение “Ан-Нур”. Всем боевикам “Ан-Нур” было предписано покинуть территорию лагеря и сдаться ливанским властям – об этом решении сообщил журналистам глава местного отделения ФАТХ полковник Халед Ариф. Как того и следовало ожидать, выполнить “предписание” ФАТХ боевики “Ан-Нур” отказались. Дело было не только в амбициях – большинство членов этой экстремистской группировки разыскиваются ливанской полицией и многим из них даже вынесены заочные приговоры: от длительного тюремного заключения до смертной казни. В ответ боевики рано утром 13 августа обстреляли ракетами расположенный в северной части лагеря штаб движения ФАТХ. Бои в лагере, по данным из арабских же источников, продолжались как минимум до 15 августа. Погибло, 4 человека, еще около 10 получили ранения.
В лагере введен комендантский час, палестинские службы безопасности ведут поиск зачинщиков столкновений. То, что произошло в лагере Эйн-аль-Хельва, дает солидную пищу для размышлений. Очевидно, что соперничество различных группировок в самой палестинской среде обострилось настолько, что дело уже не ограничивается “подковерной борьбой”, а выливается в открытые вооруженные столкновения. К тому же, по-прежнему находясь на территории Ливана и сохраняя необъявленную автономию собственных лагерей, палестинцы уже не могут игнорировать интересов Ливана. Бои в Эйн-аль-Хельве – далеко не единственный признак “внутриарабского раскола”. Несколькими днями ранее в прессу просочились сообщения, что Ясир Арафат сместил со своих постов нескольких офицеров палестинской службы безопасности – сторонников Джибриля Раджуба, бывшего главы палестинских спецслужб на Западном берегу реки Иордан, ранее также отстраненного Арафатом от своей должности. Как указывают журналисты, многие офицеры тогда высказывали недовольство принятым Арафатом решением.
Теперь, похоже, палестинский “раис” начал “чистку” своих спецслужб. Плюс ко всему известно, что Раджуба называли одним из возможных преемников Арафата. По просочившимся в прессу сведениям, в Газе состоялась многочисленная демонстрация палестинцев, участники которой требовали положить конец коррупции и ответить на вопрос, куда деваются астрономические суммы иностранной помощи Палестине. Причем, как нетрудно заметить, накал внутрипалестинской борьбы многократно возрос после того, как в ближневосточном урегулировании появился известный тезис: “Палестинское государство без Арафата”.
Подходы к ближневосточному урегулированию Буша, а тем более Шарона, разделяют в Палестине, вероятно, не все, но вот возможность отстранения от власти Ясира Арафата воодушевила многих. К тому же и пресса продолжает “бомбардировать” общественность сообщениями о прегрешениях “раиса”, главным образом в финансовой сфере. Так, уже в середине июня Ясиру Арафату пришлось опровергать сообщения, что он перевел на свой личный счет в одном из французских банков 5 миллионов долларов.
Таким образом, сегодня ситуация, в которой оказался Ясир Арафат, напоминает положение, сложившееся в шестидесятые-семидесятые годы.
Во-первых, усиливается фракционная внутрипалестинская борьба: тогда главным соперником Арафата был Народный фронт освобождения Палестины во главе с Жоржем Хаббашем и Вади Хаддадом, сегодня эту роль берет на себя ХАМАС и родственные ему террористические группировки. Во-вторых, несмотря на очевидные симпатии левоинтеллектуальной европейской элиты, в мире нарастает обеспокоенность по поводу палестинского террора.
В-третьих, демонстрируя внешнюю солидарность с палестинцами, лидеры арабских стран испытывают все большее беспокойство в связи с их союзом с наиболее радикальной оппозицией внутри своих государств. Именно из-за контактов с “братьями-мусульманами” в свое время Ясиру Арафату пришлось покинуть Египет, излишняя внутриполитическая активность стала причиной иордано-палестинских столкновений в Иордании…
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год