Опровержение

Рауф ТАЛЫШИНСКИЙ

В одном из предыдущих выпусков газеты была допущена серьезная ошибка, которую считаю своим долгом сейчас исправить. Возможно, найдутся люди, воспринявшие ее как попытку подорвать веру народа в неоспоримые достижения. Не исключаю, что, будь сейчас парламент в рабочем состоянии, этой теме кто-нибудь из депутатов посвятил бы эмоциональное выступление и защитил достоинство страны. Но, к счастью, мы имеем возможность исправить свою ошибку сами, опровергнув это заявление.

Суть упомянутого опрометчивого, признаю, заявления состояла в том, что наш единственный приоритет за 12 лет независимости – первое место среди стран СНГ по количеству инспекторов дорожной полиции. То есть успехи, конечно, есть, но в первые ряды выбиться сложно. Армия, например, становится все мощнее и мощнее, но все-таки с Россией соревноваться пока трудно. Запасы нефти у нас большие, но в Казахстане все-таки больше.

Территориальная целостность – это главная задача, но Армения, которая по другим показателям отстает, пока территориально во многих отношениях целее. Политическая стабильность, без сомнения, наше ценнейшее достижение, но Туркменистан все-таки политически более стабилен. Тут уж любые попытки конкурировать (к счастью) обречены на неудачу. Даже в сфере футбола, если верить ФИФА, мы занимаем 117-е место, уступая Украине, Узбекистану, Грузии, Молдове, да и той же пресловутой Армении.

И на этом фоне вся надежда была, казалось бы, на инспекторов дорожной полиции, на то, что они и числом (и, конечно, умением) поддержат престиж страны. Это, понятно, людей вдохновляло и повышало настроение у населения, но не так сильно, как хотелось бы.

Однако, нет! Есть, как оказалось, и еще одно достижение, которое выдвигает страну в лидеры на пространстве СНГ. И прорыв у нас, надо сказать, не в какой-нибудь прикладной сфере типа футбола, исследований процесса выпечки хлебобулочных изделий или, например, разработки новых систем сантехнического оборудования.

У нас достижение в очень интеллигентной, я бы сказал, области, где моторесурс танков, урожайность и надои молока, в общем, все эти “голы, очки, секунды” значения не имеют. Мы вышли на первое место среди стран СНГ в сфере исключительно интеллектуальной – в области законотворчества. Правда, пока не по всему фронту, а только на одном участке. Но участке важнейшем – зарплата депутатов. Жаль, конечно, что долгое время это достижение было вне поля общественного внимания.

Скорее всего, это объясняется традиционной для наших депутатов скромностью, отсутствием привычки хвалиться своими, пусть даже реальными, успехами. Но теперь этот пробел можно восполнить. Причем цифрами – так, чтобы ни у кого из соседей по СНГ не возникло соблазна оспорить это наше достижение. Зарплата депутата Милли меджлиса составляет 2 миллиона манатов (без вычетов) плюс 220 000 манатов так называемого “депутатского пособия”.

В целях наглядности переведем всю эту сумму в доллары по курсу и получим 450 долларов. Цифра эта была известна, но почему-то никогда не подвергалась сравнению. И напрасно. Такое сравнение могло бы дать пищу для чувства глубокого общественного удовлетворения. И настроение у населения поднялось бы давно. Сравнить можно было бы например, с Беларусью, где оклад народного депутата составляет приблизительно 100 долларов.

Грузинские коллеги наших законодателей удовлетворяются 160 долларами в месяц. Ну, Грузия, допустим, страна и не большая, и не богатая. Но вот, например, Украина с населением 50 миллионов человек платит депутатам своей Верховной Рады около 280 долларов. У российского члена Государственной Думы денежное содержание, понятно, больше – примерно 390 долларов, но и эта сумма сравнения с нашей не выдерживает.

Чего уж говорить об уровне законодательного творчества в Узбекистане, за которое дают среднюю зарплату по стране – 35 долларов! А за Таджикистан с его 15 долларами депутатского жалованья (тоже привязанного к средней зарплате) просто даже как-то неудобно. Какой может быть полет законодательской мысли за 15 долларов в месяц, можете сами себе представить. Так что Узбекистан с Таджикистаном мы вообще забываем и возвращаемся к нашему главному сопернику по депутатской зарплате – России. Если учесть разницу в численности законодателей (в России их больше), населении (его в России тоже больше) и заработной плате депутатов (здесь преимущество у нас), то, помножив зарплату на число депутатов и разделив полученную сумму на население, можно узнать, во сколько в каждой из стран одному налогоплательщику обходится в среднем один депутат.

Оказывается, что в среднем каждый депутат Милли меджлиса в 7 раз дороже, чем член Думы Российской Федерации. Возможно, найдутся и такие, кто усомнится в том, что наши депутаты работают в 7 раз лучше, чем российские. С какой, мол, стати они получаются дороже? Но им есть, что возразить. Ну, во-первых, рекорды – вообще удовольствие недешевое, будь то тяжелая атлетика, первый полет на Луну или конституционные реформы. Тут, как говорится: хочешь гордиться страной – плати. А во-вторых, допустим даже, что наши депутаты не в семь раз лучше российских, а всего только в четыре с половиной? Означает ли это, что мы должны экономить на таджикский манер, рискуя уронить престиж страны и испортить настроение ее гражданам?

Думаю, что нет, и даже напротив. Расширяя и углубляя уже имеющиеся, благодаря усилиям дорожной полиции и депутатов, рекорды, нужно искать новые, оригинальные сферы, где можно было бы выйти на какой-нибудь новый рекорд. Понятно, что это непросто. Утопить атомную подводную лодку в Ледовитом океане, например, нам не удастся, поскольку нет ни лодки, ни океана. Но вот, например, если электроэнергия по всей стране отключится не на два часа, а, скажем, на неделю, тут за нами уже угнаться будет непросто. И мы, весело глядя в глаза своим соседям по СНГ, сможем, чувствуя уверенность и превосходство, сказать: “А у нас в квартире газ. А у вас?”

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: