Р.ОРУДЖЕВ, Н.АЛИЕВ
Приграничные переговоры президентов Армении и Азербайджана стали удачным поводом договориться о “введении моратория” на взаимные обвинения на срок предвыборной кампании. Такую мысль высказывают аналитики ведущего интернет-издания Армении PanARMENIAN. После провала достигнутых в Ки Уэсте договоренностей, садаракская встреча – первая серьезная попытка возобновить переговоры. Однако совершенно очевидно, что ей не суждено будет стать судьбоносной. За несколько дней до встречи Гейдар Алиев дал понять, что и не надеется на то, что садаракская встреча что-то изменит.
По информации PanARMENIAN, в оценке приграничных переговоров с Алиевым согласен и лидер карабахских сепаратистов. Аркадий Гукасян, который заявил, что нет смысла связывать надежды с садаракской встречей. Зачем же тогда проводилась встреча, если стороны, по крайней мере на данном этапе, не видят реальных перспектив переговоров? По мнению многих ереванских обозревателей и политиков, встреча президентов преследовала цель убедить международных посредников в том, что зашедший в тупик процесс переговоров не провалился окончательно. Это позволит избежать давления со стороны великих держав. Очевидно, что Кочаряну и Алиеву встреча была нужна еще и для того, чтобы смягчить возникшее напряжение в личных отношениях.
Напомним, что в начале июня Г.Алиев огласил собственную версию содержания “парижских принципов”, своеобразная трактовка которых была призвана дискредитировать Р.Кочаряна в глазах соотечественников, приходят к выводу армянские журналисты. Алиев заявил, что на определенном этапе переговоров Кочарян был согласен на передачу Азербайджану Мегринского района Армении в обмен на Лачинский коридор. …Садаракская встреча стала весьма удобным поводом поговорить о введении моратория на взаимные обвинения на срок предвыборной кампании. То есть эти переговоры положат конец “войне компроматов”.
Глава Общественного форума “Во имя Азербайджана” Эльдар Намазов полагает, что заранее было известно, что встреча президентов будет безрезультативной. “Ее факт объясняется тем, что обеим странам предстоят выборы, поэтому все сопряженные с большими сложностями и компромиссами соглашения в такой период не могут быть вынесены на суд общественности. С другой стороны, именно в связи с выборами каждый из президентов стремится создать у своей и международной общественности видимость того, что они стремятся к миру, ведут переговоры, что есть определенные перспективы. Р.Кочарян по простоте душевной сказал то, что более опытный Г.Алиев в лоб никогда не заявил бы: “Только я и Алиев можем решить карабахский вопрос”. Это был явный предвыборный лозунг”.
По мнению сопредседателя СДПА Зардушта Ализаде, обоим президентам эта встреча очень важна. “Для того, чтобы продемонстрировать Западу свою твердую решимость не прибегать к насилию. Западу выгодно, чтобы была стабильность, все работало, они посредничали, эти старались. Но народы – и армянский, и азербайджанский – с таким положением не могут согласиться. Мы полны решимости вернуть Карабах, они – юридически оформить свой захват. Я более чем уверен, что и наша, и армянская оппозиция к этой встрече отнесется отрицательно. Я думаю, что сейчас ни окружающие Азербайджан государства, ни великие страны, ни правящие элиты Армении и Азербайджана в реальном сдвиге не заинтересованы. Заинтересованы в этом только народные массы. Но в обеих странах они лишены возможности влиять на поведение своих политических элит. …Азербайджану нужны две вещи – начать реальное усиление армии и предлагать учитывающие интересы армян Карабаха решения в свете международных законов, но с учетом суверенитета Азербайджана над Карабахом.
Если этих компонентов не будет, мы ничего не сможем добиться”. “Президент сказал, что это была очередная встреча, – говорит генсек муталибовской ПГЕ Сабир Гаджиев. – Конкретных результатов она не дала, и они планируют встретиться в Кишиневе. Что-либо от прошедшей встречи мы не ожидали. По принципиальным вопросам никакого продвижения нет, я имею в виду территориальную целостность и возвращение земель без условий”. “Мы не ожидали ничего серьезного от этих переговоров, – говорит зампред “Мусават” Сульхаддин Акпер. – Сегодня на повестке дня вопрос референдума и этой встречей Алиев хотел снять актуальность темы. Есть и некоторые другие нюансы. По данным нашей партии, встреча состоялась, после того как В.Путин, по просьбе Г.Алиева, повлиял на Кочаряна”. Председатель верховного меджлиса ПНФА Гуламгусейн Алибейли заявил, что встреча президентов ничего для разрешения конфликта не сделала. “Понятно стремление руководства страны наладить конструктивный диалог с Арменией, но Кочарян – гражданин Азербайджана, причем находящийся в розыске за уголовные преступления.
Ошибка, по-моему, вести переговоры с таким человеком”. МИД Турции назвал “позитивным шагом” встречу президентов Армении и Азербайджана, Об этом сообщает агентство “Тренд” со ссылкой на “Медиамакс”. Пресс-секретарь МИД Турции Юсуф Булудж заявил, что основная цель Анкары – восстановление территориальной целостности Азербайджана и прекращение армянской оккупации. Турецкий дипломат выразил надежду, что встреча лидеров двух стран предоставит возможность “сделать шаги в этом направлении”.
“Президенты Армении и Азербайджана договорились, но не говорят, о чем”, – пишет российская газета “Коммерсант”. “В приграничном поселке Садарак на границе Армении и Азербайджана встретились президенты двух стран. Это была их первая встреча с апреля прошлого года. Президенты попытались сдвинуть с мертвой точки главную проблему двусторонних отношений. Прорыва на переговорах в очередной раз не произошло.
Но, даже если бы он и был, лидеры Армении и Азербайджана не посмели бы в этом принародно признаться. …Обоих лидеров на родине ждет жесткая реакция оппозиции в том случае, если ей покажется, что президенты пошли на чрезмерные уступки. Г.Алиев вынужден считаться с мнением политической элиты, не готовой идти на существенный компромисс в вопросе статуса НК. И президент Армении вынужден считаться с мнением влиятельных политиков, многие из которых лично участвовали в карабахской войне”, – пишет газета. “В какой динамике строилась беседа, сказать трудно, протокольные заявления по итогам встречи свидетельствовали лишь о намерении сторон продолжить диалог и сохранить режим прекращения огня”, – пишет “Независимая газета”. По мнению “Известий”, Азербайджан и Армения, находящиеся в состоянии “ни мира ни войны”, ищут пути для примирения.
“Два государства, тесно переплетенные историей друг с другом, страдают от этого. Если даже оставить в стороне проблему Карабаха, то существует проблема 8 оккупированных районов, прилегающих к Карабаху… Проблему НК с ходу не решить. Азербайджан не отступится от своих территорий. Речь идет о компромиссах. Г.Алиев, как представляется, готов пойти на уступки. И Г.Алиев, и Р.Кочарян, находясь в военной палатке у границы, по крайней мере, решат одну проблему – открыть Мегринский коридор. Такой шаг был бы началом добрососедских отношений”, – считает автор статьи. “У Азербайджана и Армении нет иного выхода, как решать сложившиеся проблемы шаг за шагом. Мегринский коридор может стать началом и основой для восстановления полномасштабных отношений”, – заключают “Известия”.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год