Р.ЯДУЛЛАОГЛУ, Н.РАМИЗОГЛУ
На днях Всемирный банк обнародовал отчет социально-экономических показателей ряда стран в 2001 году. В нем Азербайджан отнесен к числу государств с годовым доходом на душу населения не более 745 долларов. Из стран СНГ таковыми также считаются Армения, Украина, Таджикистан, Кыргызстан, Молдова, Узбекистан. Не лучше положение в Индии, Зимбабве и Афганистане. Всего в списке отстающих 65 стран.
По данным банка, ни одно из постсоветских государств не вошло в группу из 52 стран с высоким уровнем годового дохода на душу населения (более 9 тысяч 206 долларов в год). Правда, есть уже такие, где среднегодовой доход на душу 746 – 2 тысячи 975 долларов. Например, Беларусь, Россия и Туркменистан. Наряду с Кубой, Ираком, Египтом, Болгарией и ЮАР они составляют группу государств с “менее низким средним доходом”. На фоне этой статистики весьма интересно выглядит именно Азербайджан. Дело в том, что сказать сколько сегодня зарабатывает среднестатистический гражданин Азербайджана не может никто. В том числе и эксперты ВБ.
В Азербайджане отсутствует система персонального учета доходов граждан. Например, в официальной статистике фиксируется зарплата учителя. Она мизерна. Но доходы от репетиторской деятельности не декларируются. Судя по статистике, медсестра получает крохи, а между тем статцифры не включают доходы от обсуживания больного частным образом. То же можно сказать и о большинстве чиновников, которые, получая зарплату сравнительно низкую по сравнению с работниками коммерческого сектора, имеют другие недекларируемые доходы. В результате цифра отражающая средний уровень зарплаты по стране – 300 тыс. манатов, хотя и считается верной, вряд ли отражает реальность. Вычислить общую сумму заработной платы по стране можно, например, ориентируясь на статистику Министерства налогов. Достаточно взять данные ведомства по налогам с доходов физических лиц и будет вырисовываться какая-то картина.
Правда, опять же соответствовать реальности она будет лишь при условии повальной декларации доходов. Другой метод – проанализировать статистику Фонда социального страхования и по объемам выплат юридических лиц рассчитать зарплату. Но опять же в условиях, когда выплаты в эту структуру осуществляются с зарплаты не всех работающих, – такой расчет к ожидаемым результатам не приведет. Каким же образом Всемирному банку удалось произвести расчеты? Известно,что несколько лет назад в Азербайджане работала мониторинговая группа банка, которая собирала данные по принципу опроса. И результаты их исследований представлялись более или менее реальными. Но с каждым годом ситуация в социальной сфере хоть и незначительно, но меняется, и сегодня эта статистика безнадежно устарела.
Другая сторона медали. Почему правительство не заинтересовано в том, чтобы социальная статистика более или менее походила на реальную? Иначе, как объяснить задержку основных социальных реформ, которые, кстати, должны реализовываться при содействии международных финансовых институтов. Речь опять же идет об индивидуальном учете доходов граждан. А суть разработанной правительством Программы по борьбе с бедностью остается тайной за семью печатями. По словам Чингиза Тагиева из Конфедерации профсоюзов Азербайджана, проект Программы поступил в организацию из Кабинета министров в минувшую пятницу.
Документ должен быть изучен и возвращен правительству в течении 7 дней. Времени катастрофически мало, тем более, что не вдаваясь в подробности проекта, Ч.Тагиев указал, что порог бедности в нем сильно занижен. Правительство, возможно, умышленно пошло на это, чтобы иметь возможность снизить соответственно и другие социальные параметры. По мнению независимых экспертов, чем ниже у Азербайджана будут данные по социально-экономическим показателям, тем дольше страна сможет пользоваться льготными кредитами ВБ. Так называемые “маровские” кредиты предусматривают срок погашения в десятки лет под 0,75% годовых.
С учетом инфляции доллара и темпов роста экономики Азербайджана вернуть их будет несложно. В этом интерес правительства. Что касается ВБ. С учетом того, что активы Нефтяного фонда размещены в западных банках (с которыми эта организация, конечно же, сотрудничает), схема финансовых игр может быть разной. К тому же, чем больше Азербайджан занимает денег, пусть и “маровских”, тем в большую зависимость от ВБ попадает. А значит по инерции растет его зависимость и от основных пайщиков банка…
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год