Иран меняет “каспийскую” политику

Р.ОРУДЖЕВ

Вчера пресс-секретарь Посольства Ирана в Баку Иззетулла Джалали сделал интересное заявление телеканалу ANS. По его словам, Иран предпочитает пятисторонние переговоры по определению статуса Каспия. Но если это будет полезным, Иран может начать и двусторонние переговоры. Кроме того, накануне сетевые СМИ сообщили о заявлении спецпредставителя Ирана по вопросам Каспия, замминистра иностранных дел ИРИ Мехди Сафари. Из уст дипломата прозвучала фраза, в целом не характерная для всех заявлений Тегерана касательно Каспия в течение последнего года.

Сафари заявил, что ирано-советские договоры по Каспию 1921 и 1940 гг. устарели и могут быть пересмотрены. Оба заявления в корне противоречат известной позиции Ирана по вопросам разграничения на Каспии. Свидетельствовать они могут лишь о том, что политическое руководство Ирана делает резкий крен в сторону конструктивности. Об устарелости морских договоров с Ираном давно уже говорят Москва, Астана и Баку. Эти же страны, начиная с 1998 года, вышли на путь заключения двусторонних договоров по разделению ресурсов на Каспии и установлению морских границ между собой.

Толчком к такому развитию событий послужило все то же нежелание Тегерана идти на какие-либо уступки при пятисторонних встречах. Двойственность и изменчивость своих позиций по морю все это время демонстрировал и Ашгабат. Нельзя забывать при этом и какое резкое неприятие любых двусторонних контактов, и уж тем более соглашений по Каспию декларировал последние месяцы Тегеран. Об этом же 29 июля говорил на последней встрече рабочей группы по Каспию в Тегеране глава МИД ИРИ Кямал Харрази. И вдруг неожиданное потепление. С чем оно связано, точно пока не скажешь, официальные СМИ Ирана появление новой линии во внешней политике государства никак не комментируют.

Однако можно выдвинуть предположение, что виной всему ситуация, складывающаяся в регионе из-за начала военных маневров России на Каспии, в которых принимают участие ВМС Азербайджана и ВВС Казахстана. Иран со своей стороны тоже попытался продемонстрировать силу, проведя 7 августа поисково-спасательные учения на Каспии. Но по-видимому, осознание того, что демонстрация объединения трех сил против одной – это уже чересчур, заставила лидеров ИРИ сделать решительный разворот на сближение. Понять правящие круги Ирана можно, хотя бы потому, что государство номер один (США), не приветствующее тегеранский режим, может начать боевые действия у самых границ Ирана – против Ирака.

В этой ситуации сопротивление конструктивным предложениям соседей чревато окончательным ухудшением отношений и с ними. А это уже попахивает угрозой существованию самого иранского режима. Нетрудно предположить, какой будет реакция парламента Ирана на проявление уступчивости со стороны руководства. Тегеранские меджлисмены продолжают пребывать в плену обманчивых представлений о глобальном региональном значении Ирана, и время от времени пеняют своему правительству за то, что оно не отстаивает на переговорах по Каспию претензии на владение 50% моря.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: