Р.ОРУДЖЕВ
В преддверии возобновления армяно-азербайджанских контактов на высшем уровне заметный интерес представляют оценки лиц, знакомых с “психологией” подобных переговоров изнутри. Сегодня своими прогнозами и анализом политической обстановки на Южном Кавказе с “Эхо” делится экс-госсоветник Азербайджана по внешней политике, политолог Вафа Гулузаде.
– Каких результатов можно ожидать от переговоров Алиева и Кочаряна 14 августа? Что нового могут обсудить стороны, или встреча преследует иные цели?
– Нам до сих пор была известна только “печальная” череда встреч, не принесших никаких результатов. Я от души желаю Гейдару Алиеву успеха на этих переговорах, чтобы он смог уговорить Роберта Кочаряна уйти со всех оккупированных территорий и выполнить резолюции Совета Безопасности ООН. А что касается моей веры в то, что будет достигнут сдвиг, я уже стал, как говорится, Фомой неверующим. Я не жду заметных результатов от этой встречи. Нам нечего с ними обсуждать. Армяне поставили нас перед единственным выбором. Они заявляют твердо, что и Нагорный Карабах, и Лачин уже принадлежат Армении, что они больше никогда не вернутся Азербайджану. Что здесь обсуждать? …Но какие-то цели оба президента преследуют. Эти цели не в урегулировании карабахского конфликта. Наверняка, это что-то для “внутреннего рынка”.
– На каком геополитическом фоне, по-вашему, происходит эта встреча?
– Сейчас США приобретают новые позиции, а Россия готовится отбить их назад – вот он фон. И он складывается в нашу пользу.
– Есть ли какой-то рост в антисепаратистской пропаганде наших официальных органов относительно “выборов в НКР”? Была ли готова Армения к такому привлечению международного внимания к этим “выборам”?
– Во-первых, то, что эти “выборы” противозаконны, известно и грудному младенцу, потому что “НКР” никем не признана. Но мое внимание привлекло официальное заявление России. В нем говорится, что они уважают принцип территориальной целостности Азербайджана. То есть, обратите внимание, они не уважают саму территориальную целостность Азербайджана, а лишь принцип. Принципы – вещь абстрактная. Принципы можно уважать какие угодно – принципы ООН, принципы ОБСЕ. Дальше там говорится, “а также другие международные принципы”, то есть имеется ввиду и принцип самоопределения народов, которым они оправдывают существование сепаратистского образования армян НК. Вот какое хитрое заявление сделал МИД России.
Это полностью антиазербайджанское заявление, ведь и армяне признают “принцип территориальной целостности Азербайджана”. Нам нужны громкогласные заявления различных государств и международных организаций о признании не принципа, а терцелостности Азербайджана. А их-то и нет. А во всеобщем осуждении незаконных выборов я ничего особенного не вижу, тем более источника для большой радости.
– Какова истинная цель России в проходящем сегодня сбор-походе на Каспии? Правильно ли поступил Азербайджан, присоединившись к этим учениям?
– От согласия участвовать в этих маневрах нам ни холодно, ни жарко. Участие в них одного нашего минного тральщика не создаст для Азербайджана сильного флота. Это какая-то мелочь. Политически же, это заявка России на то, что Азербайджан – зона ее влияния, и Москва, несмотря на то, что она является военным союзником Армении, добивается того, что, видите ли, Азербайджан участвует с ней в такого рода операциях. С одной стороны, я отношусь к этому индифферентно, с другой – отрицательно. Потому что у нас были периоды, когда мы посылали ноту за нотой, осуждая Россию за предоставление Армении оружия на 1 миллиард долларов, а сейчас все забыли и участвуем в каких-то играх с одним кораблем.
– Сегодня вновь активизировались заявления о скором начале реализации трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан. СМИ сообщают, что некоторые общественные деятели РФ армянской национальности инициировали сбор подписей против его строительства. В чем заключается истинный интерес армянской стороны?
– Начало строительства – очень большое событие. Я считаю, что его надо хорошо отметить на уровне Азербайджан-США, с участием и других наших партнеров. Я слышал, что к нам ожидается прибытие делегаций высокого уровня. Баку-Джейхан – стратегическое предприятие, которое изменит геополитику региона. Вот почему Россия сопротивлялась его прокладке, называла его безумием, лишней тратой денег… Армянскую сторону сейчас “накручивают”. Идея эта принадлежит России, в состав которой входит “губерния Армения”. Руками армян и их диаспоры Россией не раз организовывались различные пропагандистские кампании в своих целях. Это борьба за азербайджанскую нефть, чтобы пустить ее по трубопроводу Баку-Новороссийск. Хотя Армения должна быть сторонником Баку-Джейхан, который рано или поздно сможет принести ей пользу – когда она реально станет независимым государством.
– Приближается дата референдума 24 августа. С чем связано стремление властей провести его в максимально сжатые сроки?
– Я не могу ничего сказать по этому поводу, поскольку не слежу за этим процессом. Не вижу здесь ничего, что могло бы заинтересовать меня. Потому что я знаю, пройдет референдум или нет – все будет так, как и было. Я думаю, в жизни народа от этого никаких скачковых изменений не произойдет.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год