НУРАНИ
На фоне резкого обострения российско-грузинских отношений заметно активизировались абхазские и юго-осетинские сепаратисты, по традиции располагающие негласной поддержкой Москвы. Причем и для Сухуми, и для Цхинвали “главным раздражителем” оказались поступившие на вооружение грузинской армии американские вертолеты “Ирокез”. Власти Южной Осетии установили на высотах вокруг Цхинвали зенитные комплексы с целью уничтожения вертолетов, которые появляются над регионом без уведомления местного руководства. “Размещение зенитных комплексов – вынужденная мера, так как несколько дней назад над Южной Осетией без какого-либо уведомления появлялись вертолеты типа Ми-8 и “Ирокез” без опознавательных знаков, – заявил “президент” Южной Осетии Эдуард Кокойты. – Эти неопознанные вертолеты совершали облеты стратегических объектов, в том числе здания минобороны Южной Осетии”.
Днем ранее “МИД” самопровозглашенной “Республики Абхазия” выразил озабоченность в связи с перемещением вооруженных подразделений Грузии в Кодорском ущелье. И тут тоже в центре внимания оказались “Ирокезы”. По словам абхазских сепаратистов, в ходе полетов, совершенных за последние дни, грузинские “Ирокезы” “могли высадить группы вооруженных лиц общей численностью до роты”. МИД России вслед за ними тут же послушно выразил озабоченность действиями грузинской стороны в Кодорском ущелье, в частности полетами вертолетов грузинских ВВС в верхней части Кодорского ущелья и в Чхалтинском ущелье. “Совершенно очевидно, – считает представитель российского МИД, – что подобные действия грузинской стороны осложняют обстановку в зоне грузино-абхазского конфликта, подрывают доверие между Тбилиси и Сухуми, создают новые препятствия на пути грузино-абхазского урегулирования”.
“Озабоченность вызывает и то обстоятельство, что вертолеты, совершающие полеты в этом районе, – это, в основном, машины “Ирокез” американского производства, которые были поставлены в Грузию в рамках программы борьбы с международным терроризмом и которые отнюдь не предназначены для использования в зоне конфликта”, – заключил заместитель официального представителя МИД России.
А это уже более всего напоминает попытки Москвы представить грузино-американское военное сотрудничество как нечто, способное “дестабилизировать ситуацию” в регионе, причем главная роль в этом политическом спектакле отведена все тем же сепаратистам. И, наверное, нелишне вспомнить, как депутаты российской Госдумы обещали “наказать” Грузию за излишнюю дружбу с США, “использовав” российское влияние на Абхзазию и Южную Осетию. Теперь, похоже, Москва от угроз переходит к действиям.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год