Евросоюз раскалывает турецкую правящую коалицию

Т.КАСИМОВА

Принятое накануне парламентом Турции решение об отмене смертной казни, что является частью условий, выполнение которых необходимо для вступления страны в Евросоюз, вызвало в стране настоящую внутриполитическую бурю. Особенно на фоне предстоящих осенью внеочередных парламентских выборов и принятого в рамках той же европейской стратегии решения о расширении сферы применения курдского языка – вопрос этот для турецкого общества более чем болезненный.

Согласно решению Великого национального собрания Турции, смертная казнь не отменяется вообще – она может быть применена в условиях войны или в случае ее угрозы. Однако самой серьезной карой за терроризм отныне будет уже не казнь, а пожизненное заключение. И, несмотря на то, что, согласно решению турецких парламентариев, террористам, осужденным на пожизненный срок, запрещено сокращать сроки наказания и тем более выпускать их из тюрьмы под разными предлогами (а в европейских странах такая практика – не редкость), протесты оказались куда шире, чем этого ожидали многие.

Ситуация усугубляется еще и тем, что на острове Имралы в Мраморном море, превращенном в турецкий аналог американского Алькатраса, по-прежнему находится Абдулла Оджалан – лидер террористической группировки ПКК, приговоренный к смертной казни за терроризм. Как полагают в Анкаре, он несет ответственность за гибель более 30 тысяч человек, ставших жертвами развязанного ПКК террора. Как известно, европейские страны требовали от Турции отменить смертную казнь уже в течение нескольких лет. Но в Анкаре предпочитали сохранять свой уголовный кодекс в прежнем виде, хотя смертные приговоры тут не приводились в исполнение уже много лет.

Как утверждали многие, смертную казнь сохраняли специально для Оджалана. И теперь, когда премьер-министр страны, лидер левого блока Бюлент Эджевит “провел” через парламент решение об отмене этой статьи УК, на улицы вышли члены семей шехидов. Участники акции протеста перекрыли движение по самому крупному мосту Стамбула – Богазичи. А лидеры организации пообещали депутатам, проголосовавшим за “предательское” решение, встретиться на выборах. Как указывают журналисты, семьи погибших всегда были в почете в туpецком обществе, и поэтому никто не ожидал, что поицейские могут пpименить пpотив них силу. Однако случилось непpедвиденное – полицейские pазогнали акцию пpотеста и аpестовали десятки человек. Авторитета властям это точно не добавило. А лидер партии националистического движения Девлет Бахчели уже обещал оспорить принятые депутатами решения в Конституционном суде.

Как отмечают многие наблюдатели, на действия партийных лидеров накладывает отмечаток тот факт, что в сентябре в стране предстоят парламентские выборы. Стратегия максимального сближения с Европой была провозглашена еще Кемалем Ататюрком. Однако сегодня в результате политики самих европейских стран в глазах турецкого общества курс на вступление в ЕС оказался во многом скомпрометированным. И последствия нынешнего взрыва страстей могут оказаться непредсказуемыми.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: