А.ГАДЖИЕВА, И.АСАДОВА
В 1996 году в Баку прошел ряд торжеств, посвященных 80-летию азербайджанского кино. Позже, в 1998-м, заявили о более преклонном возрасте азербайджанского кинематографа – 100-летии, не желая умалчивать о его венценосной старости. Оказывается, сохранились исторические данные, подтверждающие рождение азербайджанского кинематографа не в 1916 году фильмом “В царстве нефти и миллионов”. Не успели братья Люмьер продемонстрировать свое изобретение, как в Азербайджане обыкновенный фотограф снял свой первый фильм – документальную картину “Пожар на Биби-Эйбате”. Этот день пришелся на 2 августа 1898 года. Уже который год 2 августа азербайджанская кинематографическая общественность празднует свой профессиональный праздник.
ПОКАЗ В КИНОТЕАТРЕ “НИЗАМИ”
Вчера, в рамках празднования Дня кино, в малом кинозале кинотеатра “Низами” состоялся показ документальных фильмов молодых режиссеров Ровшана Искендерова и Лалы Джафаровой. Картины “Мир, сотканный из слов” и “Заминхара” были сняты на студии Internews. Стоит также отметить, что эти ленты были высоко отмечены членами жюри конкурса, проводимого Internews. Председатель жюри, кинорежиссер Вагиф Мустафаев заявил, что среди шести участвовавших в конкурсе картин фильмы Искендерова и Джафаровой были признаны лучшими. Просмотр также посетили актеры Яшар Нури, Нурия Ахмедова, уволенный начальник управления кинопроката Аббас Мамедалиев и другие известные кинодеятели.
Выступая перед собравшимися, Вагиф Мустафаев поздравил своих коллег с профессиональным праздником, отметив, что у молодого кино Азербайджана есть хороший потенциал. А вечером того же дня в главном концертном зале “Республика” состоялся премьерный показ многосерийной документальной картины Вагифа Мустафаева “История одной зависти” – 7-я серия фильма о президенте Гейдаре Алиеве, на котором присутствовал и сам глава государства. Также был презентован журнал “Sинематограф”, на сорока страницах повествующий о связи Гейдара Алиева с кинематографией страны.
ЭКС-ДИРЕКТОР КИНОТЕАТРА “ВЭТЭН” УТВЕРЖДАЕТ, ЧТО ПОДВЕРГАЕТСЯ ШАНТАЖУ
А в это время в киносообществе продолжает разгораться скандал. …В одном из прошлых номеров “Эхо” была опубликована статья “Как увольняют за “профнепригодность”, в которой недавно уволенный с поста директора кинотеатра “Вэтэн” Эльдар Пашазаде упрекал сотрудников Управления по делам кино Минкультуры в произволе. Последовала реакция начальника Главного управления кинематографии Минкультуры, кинорежиссера Джамиля Фараджева, также опубликованная в нашей газете. Дж.Фараджев обвинил Э.Пашазаде в хищениях имущества кинотеатра, а также использовании объектов “Вэтэн” в своих интересах. Подобное выступление не оставило равнодушным бывшего директора кинотеатра “Вэтэн” и спровоцировало его обратиться в судебные инстанции.
Э.ПАШАЗАДЕ:
– Я еще раз утверждаю, что мое увольнение необоснованно. Выступление Джамиля Фараджева в мой адрес я расцениваю, как желание людей, получивших какую-то должность, всеми правдами и неправдами подтвердить свою значимость на этом посту. “Вэтэн” – один из старейших кинотеатров и мне в вину ставится его развал. Я категорически отметаю эти обвинения. Прежде всего хочу отметить, что я как руководитель кинотеатра являлся арендатором этих помещений. Причем кинотеатр находится на балансе не Минкультуры, а местной исполнительной власти на основании указа президента от 6 сентября 1997 года, согласно которому все арендные договоры на территории государства должны быть в законном порядке перезаключены с Министерством экономического развития. У нас было несколько арендных договоров, что являлось хорошим подспорьем для кинотеатров, так как мы напрямую получали деньги и все средства оставались в кинотеатре. Меня обвиняют в том, что я якобы не по назначению использовал помещение кинотеатра.
Да, у моего брата есть маленький, в 31 кв. м, объект, но не на территории “Вэтэна”, а на территории пассажа. Этот магазин был приватизирован на законных основаниях. Что касается всех кафе, донярных, антисанитарии вокруг кинотеатра и прочего, могу сказать, что списывание всего этого “добра” на меня – очередной прокол со стороны этих людей. Эти объекты ко мне и к кинотеатру никакого отношения не имеют. По поводу всего этого в 1998 году у меня было судебное разбирательство в Арбитражном суде, и я с треском проиграл дело.
…У нас был арендный договор с кинотеатром. Без моего ведома он был перезаключен с Госкомимуществом и в дальнейшем приватизирован – по поводу бывшего зоомагазина, из-за чего я и подавал жалобу в суд и проиграл. Когда все документы подняли, проверили, мне сказали, что к кинотеатру эти объекты не имеют отношения. Оказалось, что хотя под кинотеатр арендовалось помещение в 1930 кв. м, из них только 830 кв. м использовалось “Вэтэном”. Тогда я поднял этот вопрос перед мэрией, чтобы не платить лишних денег за аренду. В результате проверки было решено, что на нашем балансе останется 830 кв. м – это залы, фойе и прочее. Этот договор в силе по сей день.
– Дж.Фараджев также обвиняет вас в том, что вы приспособили “Вэтэн” под сомнительную дискотеку, а также вами был приватизирован летний кинотеатр “Вэтэн”. Как это объяснить?
– Я был назначен директором кинотеатра в 1996 году. За это время киносеансы ни разу не отменялись. В 1993 году в кинотеатре обвалилась крыша большого зала, из-за чего он не функционировал до 1997 года, и никто, даже тот же Дж.Фараджев, не поинтересовался тем, что в кинотеатре “Вэтэн” не работает основной, большой зал. Я уже не говорю про обращения в разные инстанции по этому поводу. Но нам отказывали в ремонте, ссылаясь на отсутствие средств. После своего назначения директором я серьезно занялся этим вопросом. И с 1997 года начал собственными силами, за счет личных средств, делать ремонт в кинотеатре. Из этого зала вывезли 86 машин мусора… А в каком состоянии находилось фойе, залы!.. У меня не было оборудования, а то, что есть, уже отработало все амортизационные сроки… Я отремонтировал зал. Что касается дискотеки, она далеко не сомнительная, а очень даже достойная, на открытии ее присутствовал бывший замдиректора ныне ликвидированного “Азеркиновидео”, а ныне сотрудник Управления по делам кино Минкультуры Юсиф Шейхов.
Он говорил добрые слова в наш адрес и хвалил за эту инициативу. В доказательство могу сослаться на интервью, которое Ю.Шейхов давал телекомпаниям и в котором благословлял наше начинание. Эта инициатива оправдана тем, что в штате кинотеатра “Вэтэн” 20 человек, которым я должен был давать зарплату. Кстати, могу сказать, что в Баку мало кинотеатров со штатом в более чем 10 сотрудников. Как может начальник управления Минкультуры говорить о том, “зачем нужен счет кинотеатрам…” и прочее!? Если следовать этой логике, я могу тоже обратиться к этим людям с вопросом: “Почему вы тогда придираетесь ко мне с этими помещениями? Кому это нужно?”. Я считаю, что пострадал из-за того, что всегда открыто заявлял об упущениях Главного управления кинематографии Минкультуры. Я вам приведу один пример. Говорят, что “счета не работали по назначению…” Но во время проверки вдруг возник вопрос трех миллионов, которые были на моем счету. Мне сейчас сложно объяснить этим людям, что их я заработал путем проведения новогодних представлений.
В 1990 году мой брат Октай Пашазаде, упомянутый в публикации Дж.Фараджева, будучи директором кинотеатра “Вэтэн”, не раз обращался в мэрию по поводу того, что по их распоряжению несколько помещений было снято с баланса кинотеатра и передано коммерческим структурам. Но просьба осталась без ответа. Письма брата относительно этого дела были адресованы Минкультуры, но безрезультатно. Мне кажется, что Главное управление кинематографии Минкультуры своей самодеятельностью вводит в заблуждение самого министра. С одной стороны, эти люди всячески мешают мне встретиться с ним, а с другой – просят меня смириться с нынешним положением дел и обещают: “Зачем этот кинотеатр? Тебе еще лучшую работу дадим в управлении, в аппарате министра культуры…” Не вижу логики. Это самый обычный шантаж. За что эти люди будут отвечать в суде… Они подставили меня, а министр находится в полном неведении…
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год