Прибыль Нефтяного фонда Азербайджана сократилась

Н.БЕЮКАГАГЫЗЫ

На сегодняшний день в Государственном нефтяном фонде Азербайджана (ГНФАР) аккумулировано около 609 млн. долларов, 99% которых хранится в долларах США, – сообщил на пресс-конференции исполнительный деректор фонда Самир Шарифов. По его словам, из 359 млрд. манатов, которые должны быть выделены из ГНФАР согласно указам президента страны, 70 млрд. манатов уже перечислено. Сейчас рассматривается возможность увеличения расходов фонда на 2002 год с первоначальных 153 млрд. манатов до 336 млрд. манатов.

Стало также известно, что больше половины активов ГНФАР размещено в банках США, остальная – в странах Западной Европы и Национальном банке Азербайджана. В 2001 году доходность от управления средствами фонда составила 14 млн. 250 тыс. долларов, то есть 3,87% от 271 млн. долларов средств фонда на начало того года. Причем, по словам С.Шарифова, НБА обеспечил фонду прибыль наравне с другими банками.

Однако в текущем году доходность ГНФАР ожидается до 2%, и связано это с снижением процентной ставки Центробанка США за последние 6 месяцев до 1,75% и процессами на мировых валютных и фондовых рынках. “Мы можем увеличить прибыль, но за счет дополнительных рисков, а это противоречит основному принципу управления средствами ГНФАР – максимум гарантий и минимум рисков”, – отметил С.Шарифов. Он раскритиковал экспертов, которые упрекают руководство ГНФАР в том, что оно не воспользовалось изменениями валютного рынка для получения большей прибыли. “За последние 2 года курс евро по отношению к доллару менялся периодически – от 1,19 до 0,83 доллара за евро и обратно. То есть любая валютная спекуляция сопряжена с большими рисками и если мы однажды из-за этого потеряем 10% своих средств, то на их восстановление уйдет 10 лет”.

При этом С.Шарифов считает, что осуществить определенную диверсификацию валютного состава ГНФАР необходимо и на сей счет уже ведутся переговоры с Нацбанком. “Со стратегической точки зрения важно, чтобы наши валютные резервы не зависили бы от валюты одной страны. Но нефть – это такой продукт, который продается за доллары, и если мы это переведем на евро, то возникнут открытые валютные позиции и бухгалтерские потери. Поэтому весь этот процесс должен быть детально проработан”, – отметил глава ГНФАР.

Что касается идеи создания венчурных фондов в Азербайджане для поддержки предпринимательства, то С.Шарифов сообщил, что такая возможность рассматривается. “Иногда звучат ряд экзотических предложений, когда говорят, что нужно предоставлять кредиты предпринимателям из ГНФАР. Это несерьезно, поскольку фонд – не кредитная организация и заниматься проблемами предприниматей не обязана. А что нам делать, если кредиты не возвратятся?” – заметил С.Шарифов. Поэтому рассматривается другой вариант. Уже существуют предприятия, имеющие определенный производственный потенциал и им нужен дополнительный капитал для расширения деятельности. В данном случае венчурные фонды могут закупать пакет акций какого-то предприятия и оказывать ему финансовую поддержку, соблюдая коммерческие принципы.

С этой целью ведутся переговоры с ЕБРР и Международной финансовой корпорацией. “Пока есть спорные моменты, но и после их решения мы предполагаем вынести этот вопрос на повестку дня заседания наблюдательного совета и представить на утверждение президента. Возможно, что средства ГНФАР составят 10-15% уставного капитала венчурных фондов”. С.Шарифов внес ясность и в существование ряда неточностей в формировании доходов ГНФАР, отмеченных аудитором фонда – компанией Ernst&Young. Дело в том, что ГНКАР не перевела в ГНФАР 30 млн. долларов, полученных в 2001 году в виде компенсации от иностранных компаний за отказ от продолжения контрактов по структурам “Лянкяран – Талышдениз” и блоке “Кюрдаши”. “Пока вопрос, должны ли эти средства поступить в фонд, остается спорным и в настоящее время мы ведем соответствующие консультации с ГНКАР”, – отметил С.Шарифов.

Дело в том, что в положении ГНФАР не указан подобный источник доходов, хотя право на передачу какой-либо компании контрактных площадей принадлежит государству, как и компенсации за отказ от этого права. Нечетко определены также средства, направляемые ГНКАР на возмещение расходов по продаже прибыльной нефти Азербайджана, и аудиторы просят внести ясность и в этот вопрос. Правда, С.Шарифов отметил, что и ГНКАР нужны определенные средства для погашения затрат на транспортировку азербайджанской прибыльной нефти, так что все эти вопросы требуют тщательной доработки.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: