И.ГАСАНОВА
Один из важнейших вопросов, который постоянно обсуждается между правительством и мировыми финансовыми структурами (Всемирный банк и МВФ), – повышение и приведение в соответствие с мировыми ценами в течении 2 – 3 лет цен на сырую нефть, природный газ и мазут. При этом эксперты ВБ предполагают сохранить цены на вторичную продукцию на прежнем уровне.
Причины, по которым ВБ и МВФ настаивают на повышении цен до уровня мировых, на первый взгляд, вполне благородны: мировые структуры ратуют за то, чтобы азербайджанские производители получали за свои услуги, как и их зарубежные коллеги. Однако некоторыми местными экспертами называется и другая причина. Если повысить цены на первичную продукцию, но не повышать на вторичную, то произойдет плавный переход доходов нефтеперерабатывающих заводов в бюджет ГНКАР, которая 70% из своей 25-процентной доли финансирования нефтяных проектов должна будет покрывать за счет иностранных кредитов.
Таким образом, при увеличении доходов ГНКАР, которой эти кредиты возвращать все-таки придется, Азербайджан станет более платежеспособным. Однако повышение цен на нефть, по мнению многих экспертов, все-таки увеличит цены на нефтепродукты, что повлечет за собой рост цен на потребительские товары, в производстве которых эти нефтепродукты использовались. Таким образом, государство будет вынуждено повысить зарплаты и пенсии, правительству придется покрыть дефицит денег печатанием новых, что приведет к витку инфляции. В конечном счете получится, что в долларовом эквиваленте цены-то и не увеличились.
Следовательно, с точки зрения экономики, это решение можно считать абсолютно необоснованным. “Поднятие цен на нефть, мазут и природный газ и, вместе с тем, сохранение цен на конечную продукцию невозможно”, – заявил “Эхо” известный экономист, доктор экономических наук Заид Мамедов. Эксперт также отметил, что приведение цен в соответствии с мировыми стандартами – очередной эксперимент над подопытной страной. “Ситуация с поднятием цен на нефть, мазут и газ в Азербайджане будет равносильна повышению цен на кофе в Бразилии, на жилье в Турции. Так что это будет лишь очередной опыт”.
Эксперт также обратил внимание на то, что ни в одной из стран результаты подобных опытов не привели к успешному развитию. Однако Мамедов подтвердил, что Азербайджан последует рекомендациям мировых структур. “Мы постоянно следуем их указке, что подтверждает, что Азербайджан в экономической области абсолютно не самостоятелен. Да, страна на самом деле потребляет достаточно много электроэнергии, но этот вопрос должен решаться местными силами, а не согласно предложениям ВБ и МВФ”. Всемирный банк выиграет и в том случае, если Азербайджан последует еще одной его рекомендации – перевести производство на новое, более экономичное оборудование. “На это опять-таки нужны будут кредиты, которые скорее всего и предоставит ВБ”, – заявил экономист.
Экономист пессимистично отметил, что Азербайджан все же пойдет на уступку. “Другого выхода нет. Для того, чтобы не зависеть от МВФ и Вб должен быть альтернативный вариант, однако его-то у нас как раз и нет”, – сказал он. То, что повышение цен на первичный продукт повлечет за собой повышение цен на вторичную продукцию, подтвердил и президент Ассоциации экономического развития Орхан Керимов. Причиной столь настоятельного вмешательства ВБ и МВФ в нашу экономику О.Керимов назвал неправильное сотрудничество. “Азербайджан с самого начала неправильно вел себя. Вместо того, чтобы вести полноценные переговоры, мы соглашались на любое условие ВБ и “с большими сумками шли за их траншами”. Согласно Керимову, эти рекомендации выдвигают не только ВБ и МВФ. “Такое же условие нам поставят и в ВТО, в которую мы планируем вступить в 2003 – 2004 годах.
Для того же, чтобы нормально интегрироваться, нам нужны цены без субсидий. Так что приведение цен в соответствии с мировыми стандартами – это скорее вопрос глобализации и совместного проживания в “большом, общем экономическом доме”, отметил экономист. Однако, по словам О.Керимова, повышение цен можно было бы проводить, если страна этому подготовлена. “На данный же момент мы не готовы к такому удорожанию, к нормальным рыночным отношениям. Поэтому, если даже повышение будет проведено по графику, постепенно, то все равно это повлечет за собой быстрый скачок цен, приведет к невозможности отраслей закупать продукцию. Таким образом, образуется большой дисбаланс, который нельзя будет или, по крайней мере, очень тяжело урегулировать”. За последние годы, по мнению эксперта, такие возможности были – взять хотя бы реструктуризацию “Азерэнержи” и “Азеригаз”.
Однако на данный момент для безболезненного повышения цен необходимо сначала увеличить зарплаты и пенсии. Причем процесс этот должен идти с опережением экономических новообразований. “Поэтому, требуя повышения цен, “чем быстрее, тем лучше”, они не учитывают специфики нашей экономики”, – отметил О.Керимов. В настоящее время повышение цен будет большой катастрофой. Так, например, предприятия сельского хозяйства почти полностью зависят от цен на нефтепродукты. Их рост повлечет повышение цен на зерновые. В таких условиях выгоднее будет покупать более дешевое зерно, что повлечет за собой закрытие таких предприятий”.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год