Азербайджан: особенности политической жизни

Хальфа ГУСЕЙНОВ, экономист

Знаете, почему у нас так много людей кинулись заниматься политикой и на политическом помосте так многолюдно? Почему процессы политического дробления и строительства у нас скорее напоминают распространение вируса гриппа, нежели нечто фундаментальное?

Знаете ли вы, почему у нас партий, организаций, комитетов, конгрессов и прочего политеса “одноразового пользования” так много, что впору кричать “караул”? Все проще и прозаичнее разговоров “о Родине”, “о народе”, “о земле” – политика превращена в высокодоходный и беспроигрышный вид бизнеса! Тот самый, в котором в доходе – плата за беспринципность и бессовестность, а в расходе – потеря человеческого достоинства и уважение людей.

Многие из вас с ходу могут назвать 3-5 политиков, чья продажность у всех на устах, никчемность очевидна и чей нулевой авторитет не мешает им, “не тонущим”, быть на виду, участвовать в различных политшоу и травить нас своим “мнением”: надо же отрабатывать иудины платежи. Политическая авансцена настолько замусорена политическими пипетками, что среди них теряются реальные политики, реальные политические контакты, теряется политический пульс страны. Почему “пипетки”? Да потому, что таких шельм назвать политиками – язык не поворачивается. Потому, что таким, как они, безразлично, каким политическим “наполнителем” они заряжены в тот или иной конкретный политический момент, лишь бы был оплаченный “заказ”, а “наполнитель” моментально сменяется, как только меняется заказчик.

Ну чем не пипетка? Поэтому я хочу, если дозволено, ввести в наш политический лексикон термин “пи”. Почему “пи”? Да хотя бы потому, что “пи”, как математический аналог, что-то вроде показателя неизменной политической пипеточности ее носителя, постоянной нацеленности на продажность и заказную подлость. Политические “брак” и расчет, являющиеся элементами здорового политического процесса, очень часто, благодаря пи-господам, бывают подменены политическими торгами и спекуляцией, в который вовлекаются значительные финансовые средства, ради овладения хотя бы части из которых они идут на всевозможные ухищрения. Итак, пи-господин вездесущ и настырен, когда пахнет деньгой. Выборы? Очень хорошо! Президентские выборы? Еще лучше! Встречи с иностранцами? Ух, как здорово! Они тут как тут, готовы выступать с призывами, бичеваться, плакаться, бить в грудь и клясться в любви к Родине, народу и т.п. Они не сходят с экранов, с газетных полос, запечатлевают свою противную рожу то в одной компании политиков, то в другой.

Они всегда имеют свое “особое мнение”, чтобы сломать любое соглашение, любую договоренность, чтобы довести начатое до безрезультатности. Лизнуть там, лечь здесь, прогнуться перед тем-то, поддакнуть тому-то – глядь и отработали свой пи-гонорар и выполнили пи-миссию. Им не стыдно, потому что они не знают, что это такое. Но стыдно, должно быть, нам, когда такие пи-господа благодаря нашей неосмотрительности, а порой и преступному безразличию вдруг оказываются на нашей шее, хлещут нас и понукают, обкрадывают до нитки. И тогда стыд перерастает в боль, позор и нашу нищету. Не следует путать приспособленцев и подхалимов, заполонивших органы власти, с пи-господами: первые – это продукт хозяйственной деятельности одновалентной вертикали власти, а вторые – итог политического конформизма, политической незрелости общества.

Пи-господа есть в любом политформировании, и порой оно само целиком является эдакой коллективной пи-партией. Есть эти господа и в доминирующей партии (термин “партия власти”, применяемый к ПЕА, считаю неверным, т.к. ведущая партия вокруг власти не есть партия власти – этот термин не имеет конституционно-правовых корней). Но особенно их много в нашем оппозиционном движении, превращенном в поставщика пи-структур. Так с чего же заработки, спросите вы? Поверьте, что сегодня поток капиталов в сферу создания пи-структур и пи-политологов настолько многообразен и многолик, что для полного анализа понадобилась бы не одна страница.

Одними из главных инвесторов являются высшие чиновники госаппарата, которые либо заблаговременно, будучи во власти, под подставную политическую фигуру создают пи-партию, сориентированную на “кормежку из ладошки”, либо потом, уже уйдя из власти, и если еще не до конца удовлетворены собственные амбиции, берут на “довольствие” какую-нибудь недорогую пи-структуру, чтобы при помощи пи-PR раскрутить ее в надежде вернуться во власть, а значит, и поближе к финансовым потокам. Ставка беспроигрышная: власть – деньги и деньги – власть. Другим источником может выступать сама власть, когда финансирование может проводиться по двум пи-направлениям: а) вложения на создание и поддержку явных сателлитов; б) дотации скрытым сателлитам, т.е. пи-оппозиционерам. Текущие задачи обеих моделей разные, но цель одна – поддержка власти политическими пи-технологиями.

Та же методология и у крупных оппозиционных формирований, когда “друзья” и “враги” находятся на довольствии, и часто не понять, “кто есть кто”: колода часто тасуется и сегодняшние “враги” – хорошие “глаза и уши” в стане реальных политических противников. Как говорится, яблоко от яблони… Мощными инвесторами пи-агрегата, сами не ведая того, являются международные донорские организации, чьи гранты, по идее, должны расходоваться на развитие демократии и защиту прав человека. Фактически же основным их предназначением является, после некоторых затрат на отвлекающие маневры, “кормежка” тех политических лидеров, которые инициировали и оказывали всемерную поддержку так называемым “независимым” НПО, которые, при глубоком анализе, являются разновидностью сателлитов из пункта “а”.

Перечислять можно много и более досконально. Наша политическая машина все более и более принимает пи-демократические очертания. Политическая проституция превратилась в обыденность и при этом процветает, а это самое страшное. Годами нигде не работающие пи-господа всегда одеты с иголочки, пыщут здоровьем и если им дадут разок-другой по головке дубинкой, да еще если в кровь, то, поверьте, для них – это праздник: грядут пи-доходы “борцам за демократию”. Надо что-то делать с этим постыдным явлением, иначе оно превратит нашу жизнь в сплошное пи-существование. Этого ли мы добивались и есть ли от этого спасение? Уверен, что есть, но это уже тема для отдельного разговора.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: