На вчерашнем заседании Центризбиркома возник спор. После того, как в очередной раз были заменены члены очередных избирательных комиссий, участники заседания перешли к рассмотрению формы протоколов участковых и окружных комиссий. Однако, по сообщению агентства “Тренд”, ввиду наличия ряда спорных вопросов по форме протоколов было принято решение создать рабочую группу для их рассмотрения.
Основными спорными моментами были определение – участников референдума и действительных и недействительных бюллетеней. Дебаты развернулись между председателем ЦИК Мазахиром Панаховым и представителем “Мусават” Видади Махмудовым. Председатель отметил, что лица, взявшие бюллетени для голосования, должны считаться “участниками голосования” и учитываться при подсчете кворума. Махмудов заявил, что согласно закону “О референдуме”, в частности 39-й и 41-м статьям документа, референдум можно считать состоявшимся, если 50%+1 человек приняли участие в голосовании и высказались положительно. Он сообщил, что 39-я статья классифицирует “получивших бюллетени” как “принявших участие в голосовании”, поэтому за участников референдума необходимо считать только проголосовавших на нем.
Хотя вряд ли разница между “взявшими бюллетень” и “принявшими участие в голосовании” окажется принципиальной. Гораздо интересней предмет другого вопроса. Панахов сообщил, что действительными считаются те бюллетени, в которых зафиксирован хотя бы один голос “за” или “против” по одному из блоков вопросов, выставленных на референдум.
Недействительными же считаются те бюллетени, в которых зафиксировано нарушение принципов голосования, то есть перечеркнуты все “за” и “против” по всем вопросам. Это значит, что избиратель может голосовать за те разделы, которые ему понятны, – игнорируя непонятные или сложные предложения. И бюллетень в данном случае не будет считаться недействительным. Поэтому проблема выбора для избирателей несколько упрощается. А утверждение вынесенных на референдум изменений будет произведено простым соотношением голосов “за” и “против”…
Точка в споре, как ожидается, будет поставлена на сегодняшнем заседании ЦИК.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год