Н.ГУЛИЕВА
Британская компания bp – оператор почти всех крупных нефтегазовых проектов в Азербайджане – провела в среду очередное общественное обсуждение проекта документа по Оценке воздействия на окружающую и социальную среду (ОВОСС) при строительстве ОЭТ Баку-Тбилиси-Джейхан. На обсуждениях приняли участие представители примерно 25 неправительственных организаций Азербайджана. Следует отметить, что в последнее время интерес местных НПО к ОЭТ возрос.
В преддверии санкционирования начала строительных работ стали возникать разговоры об опасности ОЭТ для экологии, о различных махинациях реализаторов проекта, которые собираются строить нефтепровод, не соблюдая интересы местного населения и т.д. По мнению “нпошников”, выяснить эти вопросы, а если надо и потребовать у компании-оператора внесения поправок в проект – не только право, но и обязанность любой общественной организации. Но для этого местные эксперты должны прежде сами внимательно изучить суть дела, привлечь к исследованиям специалистов, подготовить грамотные замечания, а уж потом выступить с претензиями по ОВОСС.
К сожалению, на слушаниях за местными НПО ничего подобного не замечено. Создалось такое впечатление, что присутствующие вскользь ознакомились с ОВОСС и второпях сделали ряд выводов. Правда, в ходе обсуждений прозвучали и весьма меткие замечания в адрес разработчиков проекта, и последние обещали их учесть. К примеру, представители Азербайджанского общества защиты животных предложили экспертам bp внимательно отнестись к защите всей фауны, а не только видов, занесенных в Красную книгу. Но в целом уровень информированности местных НПО о сути проекта, оставлял желать лучшего.
Вновь был затронут вопрос прохождения ОЭТ по территории Гобустанского заповедника и представителей bp в который раз заставили повторить, что разработчики проекта детально изучили все возможности определения корридора ОЭТ и выбрали наиболее выгодный маршрут как с экономической, так и с точки зрения соблюдения безопасности и защиты окружающей среды. Что касается возможности обнаружения в ходе строительных работ каких-либо археологических ценностей, представители bp заверили, что в ту же минуту все работы на данном участке будут приостановлены. И уже судя по оценкам археологов (подписан специальный договор с Институтом археологии НАН о привлечении группы местных экспертов к наблюдению за ходом работ), будет приниматься решение – менять ли маршрут нефтепровода или нет.
По поводу же незаконности прохождения ОЭТ по территории заповедника, в bp вновь заверили, что получены разрешения всех соответствующих структур. Недовольство НПО вызвало то, что эти документы отсутствуют в папке ОВОСС, что вызывает сомнения в правдивости заверений bp. Это не первый раз, когда компанию обвиняют в том, что, якобы, полученные ею разрешения не имеют документального подтверждения. Стоит сказать, что правоту сомнений НПО усиливает и упорное отмалчивание азербайджанских чиновников, отказывающихся комментировать ситуацию. Хотя, в данном случае возникает вопрос: если правительство не давало документального разрешения на использование территории Гобустанского заповедка, почему же оно никак не выражает свое возмущение намерениями bp (благо, она их не скрывает) и не требуют остановить реализацию проекта?
Вообще на слушаниях прозвучало немало вопросов, которые, правильнее было бы адресовать азербайджанским чиновникам. Например, как собираются утилизировать трубопровод по истечению срока эксплуатации (ОЭТ должен отслужить 40 лет, в последние 15 из которых он полностью станет собственностью Азербайджана), как будет осуществляться охрана трубопровода от терактов и т.д. Были и некоторые абсурдные предложения, типа – “развитие демократии вдоль корридора ОЭТ” и “обеспечение социального развития не только местностей, по которым проходит маршрут нефтепровода, но и всего региона”. В этой связи, думается, что если бы НПО отнеслись к обсуждению ОВОСС более профессионально, то можно было бы достичь реальных улучшений в проекте. Пока же в слушаниях звучит больше обвинений, чем дельных предложений…
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год