“Алим Гасымов – великий мастер мугама…”

А.ГАДЖИЕВА

Мы уже сообщали, на очередной сессии ЮНЕСКО было принято решение об оказании всесторонней помощи Всемирному центру мугама “Алим”. Работа над проектом уже началась. Под Центр выделено старинное архитектурное здание, которое предоставлено Алиму Гасымову в виде частной собственности правительством Азербайджана. Для всестороннего изучения этого проекта в Баку с официальным визитом находится директор музыкальной комиссии ЮНЕСКО Норико Айкава и эксперт этой организации Дэвид Стил. Корреспонденту “Эхо” удалось взять у них эксклюзивное интервью.

Норико Айкава:

– В ЮНЕСКО Алима Гасымова избрали одним из лучших певцов мира. Через его творчества я познакомилась с об азербайджанской народной музыкой. А на фольклорном фестивале в Самарканде мы познакомились с Алимом поближе. Хочу сказать, что недавно в ЮНЕСКО утвердили программу включения в список шедевров мирового устного и народного творчества, охраняемых ЮНЕСКО, и мугам.

– Кто входит в комиссию ЮНЕСКО, которая рассматривает все эти проекты? Насколько эти люди компетентны в области музыки и истории всемирного искусства, что могут позволить себе судить о том, может ли мугам войти в этот список или нет?

Председатель азербайджанской комиссии ЮНЕСКО Рамиз АБУТАЛЫБОВ:

– О том, что в ЮНЕСКО знают и понимают мугам, свидетельствует то, что в 1999 году Алим Гасымов стал лауреатом премии ЮНЕСКО.

Норико Айкава:

– ЮНЕСКО поможет в привлечении педагогов-музыкантов со всего мира, в организации фестивалей в этом центре, проведении мастер-классов. Мы будем помогать развитию и деятельности центра. Отмечу, что ЮНЕСКО не вкладывает средства из своего бюджета. Мы всего лишь посредники между потенциальными инвесторами и инициаторами таких проектов, как создание Всемирного центра мугама. Например, в Хорватии развалился очень старинный мост и ЮНЕСКО провел большую PR-кампанию, собрав 1,5 миллиона долларов для восстановления этого сооружения. Таким же образом мы будем помогать и созданию вашего центра. Что касается компетентности лиц, судящих о фольклорной музыке, могу сказать, что в комиссию ЮНЕСКО входят серьезные музыканты, политические и общественные деятели мира, например, президент Мали, принц Иордании, узбекский ханенде и другие.

Они и принимают решение. Но прежде, чем попасть на суд музыкальной комиссии ЮНЕСКО, исполнители получают оценку Международного совета традиционной музыки, организации, курирующей вопросы антропологии и этнографии. Есть и дургие неправительственные организации, которые объединены в одну научную комиссию. В ней состоят известные в мире искусствоведы, музыковеды, музыканты, композиторы. Только пройдя эти ступени, можно быть представленным к премии ЮНЕСКО.

– Может ли быть так, что голос и оценка Алима Гасымова как специалиста, чей профессиональный музыкальный и исполнительский уровень признан в ЮНЕСКО, будет учитываться при утверждении того или иного исполнителя фольклорной музыки на премию ЮНЕСКО?

– Для этого Алим Гасымов должен стать членом вышеперечисленных научных советов и музыкальных комиссий. В Международном совете традиционной музыки от Азербайджана и России заседает лишь один эксперт – Тамилла Джалилзаде. Хочу сказать, что проект оказания помощи центру – первая подобная акция ЮНЕСКО. Алим Гасымов – великий мастер мугама, не нуждающийся в помощи. Но мы, услышав о создании центра, решили принять участии в его развитии, как очаге образования.

– Мугам для вас – иностранная музыка. Как вы ее восприняли эмоционально, услышав в первый раз? С чем сравнимо это ощущение?

– Я впервые услышала мугам в 1995 году на самаркандском фестивале фольклорной музыки в исполнении азербайджанской исполнительницы Симары Имановой, которая единогласно была избрана победительницей конкурса. Потом уже мы услышали Алима и были поражены тем, что и как он поет. С чем сравним мугам? В этой музыке есть большая духовность, влияние на человека.

Дэвид СТИЛ:

– Я год назад впервые услышал мугам, знакомился с этой музыкой по дискам Алима Гасымова. Моя работа в ЮНЕСКО предполагает серьезное знание фольклорной музыки, поэтому я стал изучать мугам. Могу сказать, что мугам – душевная и очень эмоциональная музыка, которая серьезно влияет на человека.

Рамиз Абуталыбов:

– Когда я спросил одну француженку: “Чем вам нравится Алим Гасымов?”, она ответила, что “азербайджанский мугам я воспринимаю в двух исполнениях – Гаджибабы Гусейнова и Алима Гасымова, по той причине, что они поют традиционный мугам. Правда, Алим сейчас уже импровизирует, но это право каждого мастера. Прежде он доказал, что превосходно исполняет традиционный мугам, а потом уже стал импровизировать…” В те времена Алима пригласили во Францию на невыгодных условиях, заплатили в виде гонорара небольшую сумму. Но процесс уже пошел. Сейчас билеты на его концерты стоят очень дорого и всегда бывает аншлаг. Не забывайте и то, что премию ЮНЕСКО Алим получил наряду с такими гениями, как Рихтер, Хренников, Бернстайн, Маккеба. Кстати, Алим в Закавказье стал первым лауреатом этой премии.

…Сейчас мы пытаемся номинировать на эту премию композитора Франгиз Ализаде. Я видел ее досье – впечатляет. Ее уже знают в Европе, она с успехом гастролирует. Но если даже в ближайшие 10-15 лет мы не сможем пробить на эту премию никого от Азербайджана, признание Алима Гасымова на таком уровне – уже большое достижение. Не забывайте, что в ЮНЕСКО – 188 стран-членов и если от всех этих стран подадут заявки по одному человеку, то можете себе представить, какой это будет мощный конкурс. Алим Гасымов выиграл такой конкурс и стал первым из представителей 188 стран мира в 1999 году.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: