Х.ИСМАЙЛОВА, Т.ОРУДЖОГЛУ
Вчера на встрече лидеров 28 политических партий в Бакинском пресс-клубе была принята совместная резолюция о бойкоте референдума 24 августа по предложенным президентом Гейдаром Алиевым изменениям в Конституцию. Об итогах встречи сообщил журналистам башкан “Мусават” Иса Гамбар:
“Мы дали властям 10 дней для того, чтобы подумать над предложениями относительно данного референдума. Этот срок истек и мы подождали еще один день, потому что проводилась сессия Милли меджлиса. Но эта сессия была похожа на шоу. Власти не обратили внимания ни на предложения оппозиции, ни на призыв международного сообщества. Поэтому мы учли отношение властей к нашим предложениям и приняли решение бойкотировать референдум. Это активный бойкот. Мы будем внимательно следить за ходом референдума. На слова Гейдара Алиева “пусть бойкотируют, если могут” мы ответим совместными действиями политических партий.
Всем ясно, что в жаркий летний день, и учитывая, что многие даже не знают, о чем идет речь, кворума не будет. Я в этом уверен на 100%. У нас хватит сил, чтобы доказать провал этого мероприятия. Участие в референдуме неприемлемо, ввиду того, что предложенные главой государства поправки противоречат интересам общества. В резолюции содержится призыв ко всем гражданам, имеющим избирательное право, бойкотировать референдум”. Оппозиционеры решили создать координационный совет лидеров партий, президиум и рабочую группу, которые будут заниматься организацией мониторинга референдума. “Мы поведем свою работу в трех направлениях. Первое направление – ведение разъяснительной работы среди населения. Объяснение им истинных целей Гейдара Алиева относительно референдума.
Второе направление – аналогичная работа на международной арене. Международному сообществу мы также разъясним мотивы проведения этого референдума. Третье направление – организация мероприятий. Речь идет о “круглых столах”, конференциях, массовых акциях. Четвертое и основное направление – это организация мониторинга референдума. Для этого все партии выделят людей. Собранные этими наблюдателями документы будут обобщены и партии вновь выступят с единым заявлением относительно референдума. Далее мы определим, что делать дальше. Это борьба. О ее итогах мы побеседуем после референдума”, – сказал лидер “Мусават”. Отвечая на вопросы журналистов, Иса Гамбар критиковал некоторые действия властей и международных организаций.
“Заявление Ильхама Алиева о том, что неучастие оппозиции нельзя считать бойкотом – признак равнодушного отношения к народу, вседозволенности и безответственности. Низкая активность ОБСЕ в этих вопросах вызывает вопросы. Политические силы требуют прозрачности в избирательном кодексе и в других вопросах. Если власти Азербайджана, которые склонны к авторитарному методу управления бегут от этой прозрачности, то вызывает беспокойство тот факт, что ОБСЕ тоже не склонна к транспарентности”, – отметил Гамбар.
Деятельность бакинского офиса ОБСЕ стала причиной еще одного заявления лидирующих оппозиционных партий, в частности, – АМИП, “Мусават”, ПНФА (“реформаторы”) и ДПА. Партии выступили с критикой намеченной на 1-20 августа серии “круглых столов” с целью разъяснения изменений, предложенных президентом и выявления всего спектра мнений в обществе по данному поводу. В заявлении говорится, что указанное мероприятие “было запланировано без каких-либо предварительных консультаций с оппозиционными партиями и, фактически, превратится в политическое шоу, используемое властями в собственных целях”. Учитывая, что нынешнее полождение свободы слова и СМИ в Азербайджане не позволяет донести точку зрения оппозиционных партий до электората точно и без искажений, подписавшиеся под заявлением партии полагают, что их участие на форуме, организованном ОБСЕ будет представлено властями, как всенародное обсуждение положений референдума с соответствующими последствиями.
Наряду с этим партии выражают сомнения по поводу искренности намерений международной организации, указывая, что “в лучшем случае, это делается из неинформированности”. “Как эта попытка, так и участие ОБСЕ в недемократичных и закрытых обсуждениях “Избирательного кодекса” с властями Азербайджана ставит под вопрос приверженность ОБСЕ делу развития демократических институтов и традиций в Азербайджане”. Главу Бакинского офиса ОБСЕ Питера Бурхарда такая постановка вопроса просто поразила. “Я не понимаю этой реакции. Один из главных принципов ОБСЕ заключается в том, чтобы все обсуждения проходили в условиях открытости и прозрачности. Законы должны приниматься открыто. Это означает, что по конкретному вопросу должны быть высказаны все мнения. Общество должно ознакомиться со всеми деталями изменений и мнениями по этому поводу.
Наша задача – оказать содействие в том, чтобы электорат получил возможность узнать побольше о предлагаемых изменениях в Конституцию. Поэтому мы пригласили политические партии, чтобы они высказали свое мнение. Я не понимаю, почему они не хотят воспользоваться этой возможностью”, – сказал Бурхард. Он исключает, что организованные ОБСЕ “круглые столы” могут быть использованы в интересах правящих кругов: “Мы не такая организация, и я не тот человек, которого кто-то мог бы использовать”. Представитель ОБСЕ сказал, что будет сожалеть, если оппозиция проигнорирует обсуждения, на которых им была бы предоставлена возможность высказать свою точку зрения в присутствии всех СМИ, НПО и оппонентов. Что касается претензий по поводу “Избирательного кодекса”, на котором основаны сомнения оппозиционеров в искренности бакинских представителей ОБСЕ, то по словам Питера Бурхарда, – “это их личное дело. Я работаю в этой сфере уже 15 лет.
Я мог бы заняться более прибыльным и спокойным делом, но не сделал этого, потому что, следую определенным принципам. Если кто-то сомневается в наших благих намерениях, это очень обидно и пусть эти люди обсудят со мной этот вопрос по-мужски. Я отвергаю эту клевету. Это очень некрасиво”. В отличие от своих коллег, лидер ЛПА Лала Шовкет приветствует инициативу ОБСЕ и выразила посредством нашей газеты благодарность Бакинскому офису за организацию “круглых столов”. Ее удивило, что представители оппозиции могли подписать такое заявление. “Любые обсуждения могут пойти только на пользу. Надо воспользоваться любой возможностью для того, чтобы объяснить населению суть изменений. В принципе, в предложенных изменениях есть и положительные моменты. Плохо то, что населению не была предоставлена возможность ознакомиться с сутью изменений и обсудить вызывающие протест моменты. Исходя из этого, “круглые столы”, организованные Бакинским офисом ОБСЕ, могут помочь”, – сказала Лала Шовкет.
Как разъяснил “Эхо” председатель ПНФА Али Керимли, подписавшие заявление оппозиционеры тоже сторонники обсуждений, “Но эти дебаты должны проходить на глазах у избирателей. Наша реакция была бы другой, если бы речь шла о дебатах в прямом эфире, или у нас была бы уверенность в том, что материалы этих “круглых столов” не будут показаны по телеканалам, как репортажи с собраний “тружеников, поддерживающих изменения, предложенные президентом, причем с участием оппозиции”, – сказал Керимли. Как стало известно, уже некоторое время оппозиционеры ведут переговоры с представителями международных организаций с тем, чтобы организовать дебаты в прямом эфире, или показ без цензуры. Учитывая планы лидеров четырех партий, их разочарование по поводу “круглых столов” понять можно. Тем не менее игнорировать эти мероприятия недовольные оппозиционеры не собираются. Как сказал Керимли, оппозиция “не откажется от дискуссий”.
…В вопросе референдума оппозиция демонстрирует небывалую сплоченность. Довольно непривычно выглядят подписи 28 партий, разбросанных в несколько лагерей. После “сходки” в пресс-клубе вчера состоялась встреча лидеров 6 партий (АМИП, ПНФА, “Мусават”, ДПА, НПА и “Тарагги”) в штаб-квартире АМИП. По ее окончании детали беседы раскрыл Али Керимли. “Мы продолжили наши дискуссии, договорились в ближайшие дни провести заседание президиума бойкотирующих партий. Разговор шел об определении конкретных механизмов нашей совместной работы. Так, например, было принято решение о том, что в президиум координационного совета войдут представители тех партий, которые смогут привлечь к процессу мониторинга референдума более 500 человек”, – сказал Керимли. Такой механизм позволит избежать конфликтов еще в период организации работы, которые как правило и убивают все зародыши совместной борьбы оппозиции.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год