Урегулирование глобального миграционного кризиса

Жан-Пьер ЛЕМАНН, профессор международной политэкономии в Международном институте менеджмента (Швейцария)
Проект Syndicate, специально для “Эхо”

В наше время споры об иммиграции имеют тенденцию сводиться к тому, какое воздействие приезжие оказывают на социальную сплоченность. Защитники более открытой политики приводят доводы, что население стареет и рабочей силы становится меньше, поэтому требуется больше иммигрантов для поддержания высокого жизненного уровня. Их оппоненты упирают на разрушительное воздействие иммиграции в основном на наиболее уязвимых граждан в странах, постоянно страдающих от высокой безработицы. Но что требуется сейчас, так это более глобальная перспектива, чем предлагает каждая из сторон.

За период с 1800 по 1950 года население Европы увеличилось на 269%, с 203 миллионов до 547 миллионов. При этом на континенте произошли экстраординарные экономические изменения; многочисленные социальные потрясения и политические неурядицы. Эмиграция из Европы была своего рода предохранительным клапаном в критических ситуациях, без которого давление на население и государства было бы невыносимым. За эти 150 лет европейцы массово эмигрировали в Латинскую Америку, где увеличили население на 50 млн. человек, в Северную Америку, население которой по этой причине увеличилось на 75 млн. человек, в Океанию, где население увеличилось на 11 млн. человек.

Сельское население смогло найти пригодную для возделывания землю на обширных необжитых территориях Нового Света или работу в промышленности в его растущих городах. Любители приключений и честолюбцы искали славу и удачу в африканских и азиатских колониях. Но эмиграция не являлась просто предохранительным клапаном, она также внесла важный вклад в накопление материального и культурного богатства Европы. Выезд итальянских сезонных рабочих в Аргентину предотвращал скатывание отсталых деревень на юге Италии в угнетающую нищету.

Рынки по всему миру были открыты для экспорта европейских товаров и капитала. В то же самое время значительные перемены начали происходить в странах третьего мира, и они усилились в послевоенные десятилетия: независимость Индии, освобождение Китая, деколонизация в Азии и Африке, создание государств и индустриализация в Латинской Америке. Эти изменения способствовали стремительному приросту населения. Согласно прогнозам, за период с 1950 по 2050 население Африки должно увеличиться на 800%, с 221 миллиона человек до 1.8 миллиарда, население Азии – на 375%, с 1.4 миллиарда до 5.3 миллиарда, а в Латинской Америке – на 484%, со 167 миллионов человек до 809 миллионов.

Еще более стремительный рост произойдет в ближайшие десятилетия. В период с 2000 по 2010 год 700 миллионов молодых людей выйдут на рынки труда в развивающихся странах, это больше, чем вся рабочая сила современного индустриального мира. Показательна в этом плане ситуация в Индонезии. 30% ее 230-миллионного населения – это люди младше 15 лет, и по этой причине, чтобы принять всех новых рабочих, темпы роста экономики Индонезии должны составлять 8% в год. Но в настоящий момент темпы роста экономики Индонезии – лишь половина этой цифры. Социальные и политические условия в развивающихся странах, где темпы демографического роста превышают темпы развития экономики – по всему Ближнему Востоку и Северной Африке, – неминуемо должны стремительно ухудшиться в ближайшие годы.

Поэтому существующие сегодня препятствия для въезда, особенно в Европу, приведут к невиданному росту нелегальной иммиграции вместе с присущей этому процессу преступностью, коррупцией и страданиями. (Деньги, которые делают на незаконном перемещении людей, по некоторым оценкам, уже превысили доходы от незаконной торговли наркотиками). Наблюдаемые в настоящее время тенденции указывают на возрастающую нестабильность и даже войну.

В настоящий момент отсутствует панацея, с помощью которой можно справиться с этой ситуацией, и не ожидается никаких чудес. Однако следующие рекомендации могут помочь отвратить эту опасность. – Богатые страны, особенно в Европе, должны снять торговые барьеры против экспорта из развивающихся стран и прекратить поставки туда по демпинговым ценам субсидируемой сельхозпродукции; – Страны-члены Организации экономического сотрудничества и развития (OECD) должны считать делом чести ежегодное выделение на помощь другим странам суммы, эквивалентной 0,7% ВВП; – Объем прямых иностранных инвестиций (FDI) в экономику развивающихся стран необходимо значительно увеличить, и распределять их следует более равномерно.

В настоящее время около 80% потока FDI в развивающиеся страны всего мира направлены в пять стран: Китай, Гонконг, Корею, Бразилию и Мексику. Урок, полученный за последнее десятилетие, гласит, что деньги, направляемые в качестве конструктивных инвестиций в развивающиеся страны, приносят больше дохода, чем все Enron, WorldCom и Vivendis вместе взятые, закладывая основу для динамичного экономического развития на местах; – Больший упор должен быть сделан на значительное улучшение качества управления в развивающихся странах.

Всякий раз, когда темпы демографического роста превышают темпы роста экономического, причиной этому является коррумпированные и неэффективные режимы и те препятствия, которые они создают на пути у предпринимательства и накопления капитала. В результате этого, например, богатые люди с Ближнего Востока вкладывают свой капитал в экономику развитых стран, а не дома;

– Европа должна открыть свои двери намного шире. И это вопрос не просто увеличения темпов легальной иммиграции, но также и усиления качества интеграции. При надлежащем управлении значительные экономические выгоды получат как развивающиеся страны (увеличится число выезжающих за границу, но также и появится больше возможностей для обучения и приобретения опыта), так и богатые страны (более молодая, динамичная и зачастую способная для предпринимательской деятельности рабочая сила). Ни одну из этих задач не удастся решить, не столкнувшись при этом с трудностями.

Но необходимо, чтобы мировые лидеры проводили именно такую позитивную политику глобализации, а не негативную, оборонительную и протекционистскую политику, которая практически повсеместно предлагается сегодня. Иными словами, они рискуют ввергнуть своих граждан в период насилия, разрушения и дезинтеграции, который может длиться несколько десятилетий и снова вернуть ужасы первой половины ХХ века.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: