Н.ГУЛИЕВА
Официальный Тегеран письменно подтвердил свое участие в строительстве Каджаранского тоннеля, который обеспечит круглогодичное автомобильное сообщение между Арменией и Ираном. По словам сопредседателя комиссии армяно-иранского экономического сотрудничества Арташеса Туманяна, иранская сторона выразила готовность обеспечить финансирование строительства тоннеля на 85%. При этом, как передает PanARMENIAN, Туманян отказался говорить о сроках строительства пока не закончатся переговоры по этому вопросу. Он отметил важность Каджаранского тоннеля не только для Армении и Ирана, но и для стран Центральной Азии, которым будет открыт кратчайший путь на Кавказ и в Европу.
Армянский представитель отметил, что строительство Каджаранского тоннеля может быть включено в проект “Север-Юг”, являющийся альтернативой программе ТРАСЕКА. А посему некоторые из стран региона, вовлеченные в эту программу, в частности, Азербайджан и Турция, активно выступают против армяно-иранского проекта. Отметим, что армяно-иранское соглашение о строительстве Каджаранского тоннеля было подписано в декабре 2001 года. Тоннель будет проложен на высоте 2070 метров под высокогорным Мегринским перевалом, который находится в 20 км к северу от границы Армении с Ираном. Проект оценивается в 45-75 млн. долларов.
В то же время до конца июля Армения и Иран подпишут соглашение о строительстве гидроэлектростанции на приграничной реке Аракс. Об этом по итогам завершившегося на прошлой неделе визита в Ереван министра энергетики Ирана Битарафа заявил глава энергетического ведомства Армении Армен Мовсисян. По его словам, строительство ГЭС продлится не более 15 месяцев. По сообщению армянских СМИ, в ходе визита Х.Битарафа в Ереван был также подписан армяно-иранский меморандум о сотрудничестве в области электроэнергетики. В Азербайджане эта информация встречена с тревогой. Как известно, официальный Баку не раз выражал недовольство по поводу намерений Ирана построить на оккупированной армянскими вооруженными формированиями азербайджанской территории Худаферинское водохранилище и гидроэлектростанцию.
Президент Алиев на встрече с тем же Х.Битарафом отмечал, что азербайджано-иранское соглашение о строительстве этих объектов было подписано до начала военной агрессии Армении. И к данному вопросу можно вернуться лишь после того, как территории будут освобождены. Но несмотря на это в азербайджанские СМИ просачивалась информация о том, что Иран может договориться с Арменией в обход Азербайджана. Теперь в Баку гадают, не о той ли самой Худаферинской ГЭС идет речь? В АО “Азерэнержи” нам сообщили, что пока полной информации по этому вопросу нет, но не исключено, что среди энергетических проектов, утвержденных в ходе визита Х.Битарафа в Ереван был и проект строительства ГЭС на оккупированной азербайджанской территории. “В любом случае, так как Аракс протекает и по территории Азербайджана, Армения и Иран должны были согласовать с нами свои проекты строительства объектов на этой реке”, – считает источник в правительстве.
Более определенно высказались в МИД Азербайджана. По словам пресс-секретаря ведомства Метина Мирзы, “в министерстве уже располагают информацией по поводу армяно-иранских договоренностей, но считают это очередной “уткой” армянской прессы”. На ближайшей встрече азербайджанских и иранских официальных лиц предполагается затребовать у иранцев официальное подтверждение или опровержение этих сведений. И уже в зависимости от их ответа, МИД Азербайджана собирается предпринимать дальнейшие действия.
Тем не менее ясно, что в случае, если информация, распространенная армянскими СМИ подтвердится, может разразиться дипломатический скандал между Азербайджаном и Ираном. И будет весьма странно, если Иран действительно пойдет на такой шаг, поскольку решение основного спорного вопроса между двумя странами – определение статуса Каспия и разработка спорных нефтегазовых месторождений – совсем недавно сдвинулось с мертвой точки. На этом фоне создавать новый прецедент для напряженности в дипотношениях Ирану просто не выгодно.
Хотя… еще год назад Х.Битараф заявлял в Баку, что Ирану невыгодно ждать разрешения карабахского конфликта и только затем приступать к строительству Худаферинской ГЭС, чем и вызвал недовольство Гейдара Алиева.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год