“Моя деятельность была направлена на оборону Нагорного Карабаха”

Э.АЛЕКПЕРОВ

С ходатайства адвоката лидера “Талыш-Муганской республики” Аликрама Гумбатова началось вчера очередное заседание Апелляционного суда. Защитник Эльман Османов попросил привлечь дополнительных свидетелей. Однако судья Шахин Юсифов временно отклонил ходатайство, мотивировав это тем, что необходимо допросить потерпевших. Далее выступил подсудимый, который отметил, что в период анархии в стране он по мере возможности пытался стабилизировать политическую ситуацию в “Талыш-муганской автономной республике”.

Аликрам Гумбатов сказал, что, согласно Конституции, в стране возможно наличие лишь одного главнокомандующего. “Я же объявил себя верховным главнокомандующим “Талыш-Муганской АР”, входящей в состав Азербайджана. Шаг этот являлся требованием времени. Так как главнокомандующий страны – Абульфаз Эльчибей – находился в Келеки, а 16 июня 1993 года командующий состав Министерства обороны “заморозил” свою деятельность. Естественно, войсковые части, дислоцированные на территории “Талыш-Муганской АР”, подчинялись мне. Но деятельность моя, как главнокомандующего региона была направлена на оборону Нагорного Карабаха”, – подчеркнул А.Гумбатов.

После показаний подсудимого коллегия суда взялась за допрос потерпевших. Житель села Гарганлы Масаллинского района Хафиз Гамбаров отметил, что впервые видит А.Гумбатова. По его словам, в июле 1993 года он обратился в правоохранительные органы с донесением о сепаратистском движении, возглавляемом А.Гумбатовым. Спустя несколько дней – 22 июля – заместитель А.Гумбатова Джамиль Гаджиев, как сообщил Х.Гамбаров, насильно привез его в войсковую часть в Лянкяране и посадил на гауптвахту. Содержали его там, как показал потерпевший, на протяжении 18 часов.

По показаниям бывшего заместителя главы исполнительной власти Лянкяранского района по гуманитарным вопросам Рафига Шахбазова, 8 июня 1993 года отряд вооруженных людей захватил здание аппарата ИВ. “Я оказался в списке репресированных, так как ранее выступал против создания “Талыш-Муганской АР”. Пост главы ИВ занял Миргабиль Гусейнов – заместитель руководителя района. 14 июля Джамиль Гаджиев, сославшись на приказ А.Гумбатова, насильно посадив меня в автомобиль, привез в Лянкяран на встречу с А.Гумбатовым. Я выразил свое недовольство относительно его деятельности. А.Гумбатов в тот же день освободил меня.

Я лично к подсудимому не имею претензий”, – сказал Р.Шахбазов. Более интересными оказались показания бывшего председателя совета депутатов Масаллинского района Новруза Новрузова. По его словам, А.Гумбатов неоднократно через посредников просил его созвать сессию депутатов района и объявить о создании “Талыш-Муганской АР”. Но продолжил потерпевший, предложения А.Гумбатова отклонялись. “И вот 8 июня 1993 года перед зданием ИВ произошло столкновение населения с отрядами подсудимого, в ходе которого трое получили огнестрельные ранения. Вечером прибыл А.Гумбатов. Состоялась встреча с ним. Я наотрез отказался помогать ему в претворении в жизнь идеи создания “Талыш-Муганской АР”, в отместку А.Гумбатов приказал своим людям отвезти меня в Лянкярань. Меня как мешок с грузом забросили в кузов грузовика, однако с полпути мы вернулись, а впоследствии я узнал, что А.Гумбатов отменил приказ об аресте”, – сказал Н.Новрузов. А.Гумбатов показал, что Н.Новрузов был зачинщиком столкновений.

“Поэтому, – сказал подсудимый, – я его арестовал, дабы расследовать причину столкновений”. Любопытными оказались и показания Судеифа Гафарова. По словам потерпевшего, он, как и его предшественник, донес до компетентных органов о расхищении хозяйств сельских жителей отрядами А.Гумбатова. “8 июня 1993 года подсудимый приказал запереть меня на гауптвахте войсковой части, расположенной в Лянкяране. Там я пробыл четыре дня. Ежедневно люди А.Гумбатова избивали меня”, – показал С.Гафаров.

В свою очередь А.Гумбатов отметил, что не давал подобного приказа. Более того, в ходе столкновений 8 июня 1993 года некто ударил топором коменданта города Арифа Рагимова. “По прибытии, мне доложили, что именно С.Гафаров “заварил кашу”, вдобавок ударив коменданта по голове.

В отношении него военная прокуратура возбудила уголовное дело. Но по непонятным причинам дело в отношении потерпевшего закрыли, а сегодня он выступил против меня”, – сказал А.Гумбатов. В ходе судебного процесса дали показания восемь потерпевших. Они в один голос заявили о том, что подверглись незаконному аресту со стороны заместителя А.Гумбатова Джамиля Гаджиева. В завершение заседания другой адвокат подсудимого Рафига Сеидова обратилась с ходатайством к судебной коллегии о назначении последующих судебных слушаний в другом месте – следственном изоляторе N1. Как и в предыдущих случаях суд отклонил прошение защиты, сославшись на ремонт в здании следизолятора.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: