Следы истории на Каспии

Д.КАРАКМАЗЛИ

В коллекции азербайджанского Музея истории хранится свыше 20 якорей – и железных и каменных, с пиратских судов, бороздивших некогда воды Каспия. Об этом сообщил “Эхо” старший научный сотрудник Музея истории археолог Виктор Квачидзе. По его словам, они были извлечены со дна моря в ходе морских экспедиций, которые на протяжении последних десяти лет в Азербайджане, с сожалением отметил специалист, не проводились. Однако и на улицу археологов пришел праздник.

Как сообщил В.Квачидзе, руководством Национальной академии наук Азербайджана принято решение профинансировать морскую экспедицию к устью Куры, где в свое время частично уже проводились исследования и были обнаружены очень интересные находки, в том числе и якоря. А в сентябре, добавил археолог, если нефтяная компания bp согласится профинансировать проект общества “Каспийская Атлантида”, состоится экспедиция по линии прохождения морского трубопровода.

“Будем искать следы затонувших кораблей и, конечно, якоря древних судов – персов, викингов, древних русов и других”. По предположению В.Квачидзе, таких якорей на дне Каспия – десятки. Археолог отметил, что коллекция якорей Музея истории представляет большую научную ценность. По его словам, особый интерес вызывает каменный якорь. “Он подобен тем якорям, которые имеются в Лондонском морском музее, и там, кстати, они датируются эпохой бронзы”, – отметил В.Квачидзе. Специалист сообщил, что каменные якоря использовались мореплавателями с древнейших времен вплоть до средневековья. Металл тогда был дорогим, и потому не все могли изготавливать железные якоря.

Эти якоря, сообщил старший научный сотрудник Музея истории, представляют собой камни весом примерно в 60-80 кг с двумя отверстиями. В нижнее вставлялся кол для усиления держащей силы якоря, а к верхнему привязывался канат. Затем на якорь нанизывали, как бусины, камни поменьше. По словам В.Квачидзе, найденные якоря такого рода свидельствуют о том, что на Каспии плавали, в основном, небольшие суда, и позволяют сделать вывод, что судоходство в Каспийском море существовало с древних времен.

Якоря в целом имели символическое значение для моряков. Они считались символами счастья и благополучия. “С древнейших времен в храмах якоря освящались. Это делалось для того, чтобы в бурю они могли сдержать корабль, спасти его от гибели”, – говорит В.Квачидзе. Исследователь сообщил об интересных результатах морских экспедиций. “В районе мыса Амбуран во время одной из морских экспедиций мы случайно обнаружили какие-то металлические предметы. Вначале подумали, что это конструкции нефтяных вышек или еще что-то в этом роде. Но когда устранили каменные наросты на металле, то нашим глазам предстали новые материалы, о которых мы никогда раньше не слышали.

Это были металлические якоря адмиралтейского типа. Они отличались тем, что у них шток и лапы прямые, а концы загнуты. Эти якоря датируются эпохой викингов, были распространены в IX – XIV вв. и найдены в Днестре, на Черноморском побережье, у берегов Болгарии. Возможно, эти якоря принадлежали не викингам, а древним русам, которые бороздили Каспий, о чем свидетельствуют летописи”. Квачидзе сообщил также о том, что обнаружено большое скопление якорей в районе острова Сангимуган. По словам археолога, именно в этом месте в 1669 году произошло крупное морское сражение между Степаном Разиным и персидским шахом. Остров, по словам В.Квачидзе, был последним пристанищем Разина на Каспии. Затем он уплыл в Астрахань и там уже возглавил крестьянское восстание.

Как отметил старший научный сотрудник Музея истории, в литературных источниках дано описание этого сражения, в частности, говорится о том, что у острова затоплено более 50 судов персов, а в плен взяты три судна. “Нам было интересно обследовать этот остров и найти следы пребывания здесь С.Разина. В акватории о.Сангимуган, он еще известен как Свиной, нами было найдено большое количество якорей разных типов и форм. Это говорит о том, что остров всегда являлся пристанищем для кораблей”.

Помимо якорей, обнаружено и большое количество посуды, остатки строений, которые, как считает азербайджанский исследователь, по всей видимости, были сооружены людьми Разина. В.Квачидзе отметил, что в будущем не мешало бы снова снарядить экспедицию к острову Сангимуган. “Очень интересна для научных исследований и зона Персагадской гряды на Каспии”, – с огоньком в глазах сказал азербайджанский арехеолог.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: