Н.БЕЮКАГАГЫЗЫ
“Азербайджанская сторона медлит с осуществлением ряда структурных реформ, из-за чего задерживается выделение следующего транша по Программе ликвидации бедности и экономического роста (PRGF)”, – заявил на пресс-конференции по итогам визита миссии МВФ в Азербайджан директор Второго Европейского департамента Международного валютного фонда Джон Одлинг-Сми. По его словам, в целом сотрудничество МВФ и Азербайджана в рамках этой программы можно считать успешным. Фонд также считает положительной деятельность Государственного нефтяного фонда (ГНФАР).
Однако настойчивые рекомендации МВФ по приватизации двух государственных банков – Международного банка и Объединенного универсального акционерного банка, а также унификации внутренних цен на энергоресурсы с международными, остаются невыполненными. Дж.Одлинг-Сми отметил, что в ходе его переговоров в Баку достигнуто соглашение о разработке правительством Азербайджана в течение двух недель конкретного плана в связи с этими рекомендациями. Кстати, МВФ также “не рекомендует” правительству Азербайджана использовать средства ГНФАР для финансирования доли ГНКАР в строительстве ОЭТ Баку-Тбилиси-Джейхан, несмотря на то, что для нас он является стратегическим.
“Все равно этот проект преследует коммерческие цели, а устав ГНФАР запрещает инвестирование подобных проектов”. Отвечая на вопрос, “почему МВФ так заинтересован в приватизации самого прибыльного банка на Кавказе, коим является МБА”, Одлинг-Сми заявил, что для МВФ очень важно развитие банковского сектора и привлечение в него больших средств. Меньший уровень кредитования в банках связан с высокими процентными ставками, что является результатом низкого уровня конкуренции на рынке. “Приватизация госбанков приведет к повышению конкуренции на банковском рынке”, – заявил Одлинг-Сми. По его словам, над приватизацией МБА задумывалось само правительство Азербайджана, это не было лишь рекомендацией МВФ.
Он отметил, что процесс приватизации банков можно завершить в течение 1 года и фонд рекомендовал ускорить этот процесс. Довольно интересными можно считать заявления представителя МВФ по поводу необходимости повышения цен на энергоносители. “Думаю, в вашей стране все считают, что политика снижения тарифов на энергоносители практически до “нуля” является непродолжительной. Из-за низких тарифов объем потребления электроэнергии в Азербайджане чересчур высок, его доля в ВВП почти в 2 раза превышает аналогичные показатели в других странах СНГ. Повышение цен до мировых приведет к регулированию потребления и повышению эффективности деятельности энергопроизводящих предприятий”, – отметил Одлинг-Сми. Что же касается того, учел ли МВФ при этом социальные последствия подобного шага, то, по словам директора Второго Европейского департамента фонда, “мы понимаем, что резкое повышение цен может привести к социальной напряженности в стране.
МВФ рекомендует, чтобы скрытые субсидии, которые сейчас предоставляются населению, были бы в полной мере отражены в госбюджете и компании-производители получали бы прибыль по мировым тарифам. Вместе с тем разница в тарифах должна быть учтена в поадресных субсидиях самым малоимущим слоям населения”. Когда же г-ну Одлинг-Сми напомнили, что по оценкам международных финансовых институтов, в Азербайджане за чертой бедности находится более 60% населения страны, он сделал еще более странное заявление.
С его слов следует, что МВФ рекомендует азербайджанскому правительству поднять цены на “сырую нефть”, природный газ и мазут, а не на конечную продукцию, которая доходит до жилищных хозяйств. При этом представтель МВФ не исключил, что в данном случае в производственном секторе страны могут возникнуть некоторые “изменения”, например, смена обрудования, сокращение рабочего персонала и т.д. “Это именно те перемены, к которым должна стремиться каждая страна на пути реформ”…
На заявление же Одлинга-Сми, что в результате улучшения макроэкономических показателей негативное воздействие будет устранено, прозвучал вопрос одного из представителей местной прессы – “может быть, наоборот, будет еще больше поднята планка бедности?”
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год