“Указ президента о выдаче кредитов СМИ не выполняется”

И.АГАЕВА

22 июля азербайджанские журналисты будут отмечать свой профессиональный праздник. В преддверии этой даты “Эхо” решило предоставить слово председателю журналистского объединения “Ени Несил” Арифу Алиеву. Эксперт отметил, что сегодня в Азербайджане на душу населения издается О,6 газеты в месяц. “Это настолько низкий показатель, что трудно даже сравнивать себя с европейскими государствами, – отметил А.Алиев. – Поэтому как бы мы сегодня ни гордились тем, что у нас прошли регистрацию более 600 газет и журналов и выходит 300 из них, на самом деле в стране издается по полгазете на одного человека в месяц. Представьте себе положение потребителей информации. Ведь мы берем не только Баку, но и остальные регионы. Получается, что большая часть населения страны вообще не имеет доступа к СМИ.

– Чем объясняется такая невостребованность? Печатная продукция не интересует потребителей?

– Как метко заметил один из моих знакомых, “мы из страны с коммунистическим прошлым постепенно превращаемся в страну без информации”. Тут комплекс вопросов. Есть огромная часть населения – потребители, которые должны иметь открытый доступ к СМИ. С этим в наших районах катастрофическая ситуация. Будучи недавно в Масаллинском районе, я узнал, что туда ежедневно поступает 50 газет 15 наименований. Вы представляете ситуацию: Масаллы – один из самых густонаселенных районов страны, в котором проживают 130 тысяч человек, получает 50 газет в день! Одна из причин этого – отвратительная организация распространения газет.

То же самое творится и с ТВ. Проблемы с электричеством, техникой, финансами… Самое плачевное то, что ситуация ухудшается. По моей информации, у Space сузился радиус трансляции. Другая причина – плохая организация производства местных СМИ. В том есть вина самих СМИ. Они в основном сконцентрированы в Баку. В общем, Азербайджан напоминает огромного головастика с маленьким хвостиком. Это сравнение не для красного словца. Все сконцентировано в столице. Баку задыхается от обилия фирм, компаний, а также СМИ. Они забывают, что более 50% населения проживают в районах.

– Но в районе ведь труднее наладить выпуск газет…

– Да, вы правы. Здесь есть и объективные, и субъективные причины. Но от этого не легче. В целом картина весьма удручающая. Приведу еще несколько цифр – 2 года назад в стране производилось около 9 миллионов экземпляров газет. В прошлом году этот показатель упал до 6,5 миллиона. Сегодня мы остановились на уровне 4,5 миллиона. Тенденция уменьшения тиражей налицо. Это еще не все. Продается всего 50% газет… То есть цифра которую я назвал выше – 0,6% печатной продукции на душу населения, – на самом деле в действительности 0,3%! Почему с продажей СМИ такая парадоксальная ситуация? На 50% газеты и журналы работают в убыток.

Если взять чисто экономическую сторону проблемы, мы на этом теряем больше, чем стремимся получить в качестве кредита. Вот где “кредит”, который мы так усиленно ищем. Главная причина положения – это низкая покупательская способность населения. Я знаю десятки людей – образованных, интеллигентных, которые, образно говоря, крадут тиражи. Т.е. утром берут в киосках газеты, а прочитав их, вечером возвращают. В месяц платят 10 тысяч манатов. Символическая сумма. Они не могут без чтива, но не могут себе позволить ежедневно платить за газеты. Вот это та самая часть нереализованного тиража, которая “висит” на редакции. Мне даже трудно сказать, как решить эту проблему. Можно попытаться в селах, районных центрах организовать читальные избы. Вторая причина – раздробленность газетного рынка.

У нас огромное количество СМИ, которые функционируют на небольшом медийном рынке. Имею в виду Баку. Тут несколько факторов – политизированность общества, СМИ у нас не столько бизнес, сколько политический инструмент. Каждый, имеющий финансы и стремящийся к власти, считает долгом открыть или купить газету. И, наконец, третья причина – у нас газетный менеджмент на очень низком уровне. К такому выводу я пришел, когда стал серьезно изучать медийный рынок в последнее время.

– А как вы оцениваете профессиональный уровень наших журналистов?

– Надо признать, что большинство людей, работающих в этой сфере, раньше не были знакомы со спецификой данной профессии. Не скрою, некоторые даже не имеют журналистского образования. Кроме того, есть ряд факторов, который сильно влияет на уровень профессионализма. Это – ангажированность СМИ, чрезмерная политизация, отсутствие сильного образовательного центра. Сегодня у нас в 10 университетах готовят журналистские кадры. Но по-прежнему более-менее хорошо функционирующий центр в данной области – это факультет журналистики БГУ. Я бывал в аналогичных факультетах других университетов, скажу откровенно, то, что я там увидел, привело меня в ужас. Я боюсь за будущее этой профессии. Немаловажный аспект – экономические трудности тоже влияют на профессионализм. Но в данной области я не столь пессимистичен – я вижу рост профессионализма.

– В последнее время СМИ явно ангажированы. Понятие “независимая пресса” становится миражом…

– Это прямое следствие той экономической ситуации, в которой находится наша пресса. Самая дорогая вещь в мире – это независимость. Если нет финансовой, экономической независимости, то нет свободы вообще. Например, редактор, в течение 10 лет создал, выпестовал, поставил на ноги газету. Наступает момент, когда дело его жизни ставится под удар, он пытается получить помощь от государства, от НПО… и, получив от ворот поворот, остается перед разбитым корытом. И вот тут-то какой-то толстосум, пользуясь моментом, просто покупает эту газету. Газета как велосипед, она не может остановиться. Если остановится, упадет. Для движения нужны деньги. Мы сегодня пришли к такой ситуции, когда круг истинно независимых СМИ сужается, как шагреневая кожа. Как изменить положение? Большую ответственность несет правительство. Потому, что независимая пресса больше нужна государству, чем самим журналистам. Правительство должно иметь серьезную программу, которая сохранила бы это качество СМИ.

– А обещанные государством кредиты не могут выправить положение?

– В этом вопросе никакого движения нет. Воз и поныне там. Кредиты выделяются для развития СМИ. Но почему-то наши чиновники это важное звено упустили и воспринимают выдачу кредитов, как предоставление долга, для чего нужно обязательно нужно закладывать квартиру, машину… Но нужно же подумать – какова цель такой помощи. Значит, необходимо придумать другие варианты помощи. Полгода вопрос “висит”, кризис углубляется. Указ президента не выполняется. Последняя информация, которая имеется у нас, это то, что на днях президент проведет совещание, на котором определит условия кредита. Если по каждому такому вопросу надо проводить совещание у главы государства, то что же тогда получается?

– Будет ли “Ени Несил” награждать журналистов в этом году?

– В этот год награждений опять не будет. Мы учредили самую престижную журналистскую награду – “Ключ медиа”. Вместе с тем с ужасом наблюдали, как в последнее время новоявленные журналистские организации учреждали награды по разным номинациям, щедро их раздавали. Этим обесценивался престиж профессии. “Ени Несил” обратился к этим организациям и предложил учредить единую награду, поднять ее статус. К нашей радости, коллеги из других организаций согласились с этой идеей. “Ключ медиа” отныне будет общей наградой. Поэтому серьезно меняются условия определения победителя. О нововведении мы обьявим 22 июля. А сама премия будет выдаваться с будущего года.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: