Н.ГУЛИЕВА, И.ЭЛЬХАНГЫЗЫ
В связи с переросшим из политического в экономический кризисом Турция сократила прогнозные планы необходимого стране объема природного газа. Турецкая госкомпания Botas понизила свои оценки потребности страны в этом виде топлива на следующий год почти на 14%, а в 2004 году объем поставок предполагается сократить еще на 20%.
По словам многих аналитиков, эта ситуация должна вызвать опасения в первую очередь в Азербайджане. Стоит отметить, что поначалу поставки газа с азербайджанского месторождения “Шахдениз” ориентировались именно на западного соседа. Экспорт газа с этого месторождения предполагалось начать в конце 2004 года. Первоначальный объем поставок должен был составлять 2 млрд. кубометров в год, затем же планировалось увеличение экспорта до 6,6 млрд. кубометров “голубого топлива” в период с 2007-2018 гг.
Впервые проблема получила огласку из уст управляющего директора bp и исполнительного директора глобального бизнес-подразделения компании по разведке и добыче Дика Оливера в ходе его недавнего визита в Баку. Тогда, отвечая на вопросы журналистов о задержке санкционирования работ по проекту “Шахдениз”, которые планировались во 2-м квартале текущего года, он неожиданно заявил, что bp должна быть уверена в реализации добытого газа. “Да, у нас есть соглашение с Турцией о покупке ею азербайджанского газа, но она также ведет переговоры с Ираном и Россией. И нам нужны гарантии, что Турция сможет платить за азербайджанский газ так же, как за иранский и российский”, – отметил он. Опасения британской компании понятны – проект “Шахдениз” – достаточно дорогостоящее предприятие и на данном этапе оценивается в 2,5 – 3 млрд. долларов.
Напомним, что bp владеет в проекте 25,5% долевого участия, ровно столько же у норвежской Statoil, по 10% – ГНКАР, российской “ЛУКойл”, французской TotalFinaElf, иранской OIEC и 9% – турецкой TРAO. Стоит также напомнить, что изначально Турция сама стремилась стать главным покупателем азербайджанского газа и подписала в 2001 году соответствующий документ о купле-продаже. Но потом появился и аналогичный договор с Россией, помимо этого, турки закупают газ и у Ирана. То есть, вполне вероятно, что к 2005 году предполагаемые объмы поставки азербайджанского газа в Турцию могут быть лишними. Кроме того, большую обеспокоенность вызывает у партнеров “Шахдениз” платежеспособность турецкого государства (курс национальной валюты лиры по отношению к доллару упал с апреля этого месяца на 22%).
Сами же турецкие чиновники существование каких-либо проблем пока отрицают. Так, турецкий министр энергетики Зеки Чакан уверяет, что Турция выполняет все взятые на себя обязательства по проектам Баку – Тбилиси – Джейхан и Баку – Тбилиси – Эрзурум. А в то время, как Botas понижает оценки потребности Турции в газе, ее председатель Гекхан Билдачи заявил, что 2005 году для Турции не будет достаточно подписанных соглашений о поставках газа и поэтому планируется рассмотреть новые. По его словам, в связи с ростом населения и развитием промышленности растет потребность Турции в энергоносителях.
Азербайджанские чиновники тоже признают существование ряда проблем, хотя и продолжают уверять, что проект добычи газа остается в силе. Так, вице-президент ГНКАР Ильхам Алиев заявлял, что Азербайджан может поставлять газ не только в Турцию, но и в другие европейские страны. Заместитель главы Управления иностранных инвестиций ГНКАР Виталий Беглярбеков, в свою очередь, отметил, что в Азербайджане уже начали работать над возможностями поставки газа на рынки Греции, балканских стран, государств Западной Европы. А помощник президента страны по экономике Али Асадов выдал оригинальную идею о переработке азербайджанского газа в электроэнергию и реализации ее соседним странам, что принесет стране больше прибыли.
К тому же, как напомнил президент ГНКАР Натик Алиев, согласно подписанному контракту, Турция имеет право, купив азербайджанский газ, реализовать его на мировых рынках. Тем более, что это может принести Анкаре немалую выгоду, так как она закупает “голубое топливо” у других стран по рыночным тарифам, а Азербайджан определяет цены, исходя из “дружественно-братских” отношений…
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год