Р.ОРУДЖЕВ
Попытки Азербайджана и Ирана найти точки соприкосновения в вопросе определения правового статуса Каспийского моря продолжаются. Как известно, процесс этот, в виде двусторонних консультаций экспертных групп, начался после майского визита Гейдара Алиева в Тегеран. С 11 по 14 июня в Баку находилась делегация иранских специалистов во главе с замминистра иностранных дел, спецпредставителем по вопросам Каспия Мехди Сафари. К значимым результатам переговоры в азербайджанской столице тогда не привели.
Уже 9 июля стало известно, что экспертная делегация МИД Азербайджана во главе с замминистра иностранных дел Халафом Халафовым проводит консультации в Тегеране. Об этом, журналистам сообщил глава МИД Азербайджана Вилаят Гулиев. По его словам, консультации посвящены проблеме определения статуса Каспийского моря. “Это достаточно сложный вопрос и есть необходимость всестороннего обсуждения даже самых мелких деталей”, – сказал министр и отметил, что переговоры продолжаются. Согласно вчерашнему сообщению ИРНА, высокопоставленная политическая делегация Азербайджана, прибыла в Тегеран еще 8 июля вечером.
В составе группы Х.Халафова специалист по исследованиям ГНКАР Хошбахт Юсифзаде и четыре эксперта по морским вопросам. Содержание, и какие-либо предварительные результаты переговоров в Тегеране пока держатся в секрете. Никаких сообщений на этот счет не поступало и в пресс-службу МИД Азербайджана. Между тем передает ИРНА, 11 июня группа иранских экспертов во главе со специальным посланником Ирана Мехди Сафари, должна была прибыть в Баку для обсуждений с азербайджанскими партнерами юридических аспектов вероятности совместного использования морской поверхности и ресурсов Каспия.
Однако к концу переговоров 10 июля было решено, что двусторонние переговоры по Каспийскому морю на уровне экспертов продолжатся все-таки в Teгерaне. Интересно отметить, что обоюдное решение о двусторонних консультациях между Ираном и Азербайджаном оформилось вскоре после провального саммита президентов прикаспийских стран в Ашгабате. Не следует забывать и о том, что еще в период предсаммитовой подготовки российский спецпредставитель по Каспию Виктор Калюжный неоднократно повторял в различных интервью, что все разногласия между странами “севера” моря практически улажены, “южанам” же следует искать собственные компромиссы для улаживания территориальных споров. Таким образом, стало понятно, что вмешиваться в морские проблемы между Ираном и Азербайджаном, Москва как будто не намерена.
По-видимому, во время ашгабатских переговоров это стало ясно вполне определенно, потому и решили Баку с Тегераном попытаться договориться самостоятельно. Если верить ИРНА, что Азербайджан уже допускает на переговорах с Ираном само обсуждение темы совместного использования принадлежащей нам поверхности и ресурсов Каспия.
Происходит это все на фоне подготовки России к полноценным военно-морским учениям на Каспии, в которых в качестве партнеров приглашены участвовать Азербайджан и Казахстан. Примечательно, что Иран с Туркменистаном могут лишь присутствовать на маневрах в качестве наблюдателей.
По-видимому, это обстоятельство совсем не радует иранскую сторону, примером чему служат участившиеся выступления тегеранских газет на тему “милитаристских устремлений России на Каспии”. Например, 9 июля редактор международного отдела газеты “Ноуруз” Морад Виси заявил агентству ИСНА, что цель России в том, чтобы превратить Каспий в полностью русское море. “Идея демилитаризации зоны Каспия означает для русских, что только они могут иметь военные силы в море”.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год