Натик Багиров считает себя вне конкуренции

В.АЛЕКСАНДРОВ

Имя Натика Багирова широко известно в спортивном мире. Так уж получилось, что его зрелая карьера самбиста и дзюдоиста оказалась связана с Беларусью. За это время он собрал большое количество наград, а в нынешнем сезоне покинул татами. Но он не ушел из спорта – сейчас Натик Багиров возглавляет беларусскую сборную, а недавно побывал в Баку.

Корреспондент “Эхо” не упустил возможности встретиться с ним.

– Как идет работа на тренерской стезе?

– Фактически я выполняю роль наставника с ноября прошлого года, когда команда участвовала на соревнованиях гран-при в Москве. То есть, я продолжил то, с чего начинал в молодые годы, ведь раньше я работал и в Италии, и в Хорватии. Но теперь взялся за дело, что называется, основательно, став главным тренером сборной. Так что старт в Москве был первым моим соревнованием в новом качестве, затем были вояжи в Варшаву, Париж, Минск. Последний стал генеральной репетицией накануне чемпионата Европы в Словении.

– Где ваша команда выступила выше всяких похвал…

– С каждым годом мы шли по нарастающей, количество медалей постепенно увеличивалось. И финальный аккорд прозвучал в Мариборе, где сборная заняла второе место, уступив лишь по числу золотых медалей Голландии. Тем более, что в командных соревнованиях мы убрали с дороги тех же голландцев, французов, уступив лишь в напряженном финале грузинам со счетом 3:4. Так что, по мнению очевидцев, наш старт оказался более чем впечатляющим.

– На недавнем турнире в Баку вы, наверное, хотели в первую очередь “обкатать” молодежь?

– Да, мы даже привезли ребят еще более младшего возраста. К тому же этот турнир оказался для нас незапланированным, но я не мог не принять предложения моих земляков и не приехать в Баку. В этой связи хочу поблагодарить главу Федерации дзюдо Азербайджана Физули Алекперова, оказавшего мне материальную поддержку. А о теплоте встречи и говорить излишне, ведь наш город всегда славился гостеприимством. Думаю, что ребята остались довольны.

– Приглашение на пост главного тренера сборной Беларуси стало для вас неожиданностью?

– Честно говоря, никогда не предполагал, что буду работать в качестве наставника на данном этапе. Ведь я окончил вузы не спортивного профиля – АзИНЕФТЕХИМ им.Азизбекова и Институт международных отношений. Предлагали взять сборную еще после Олимпиады-96, но тогда я ответил отказом. В итоге меня буквально насильно упросили принять команду, помочь ее становлению. И я рад, что за год мы достигли таких результатов. Но не стоит впадать в эйфорию, обманывать себя.

– Наверняка это связано с повышающимся уровнем мастерства в дзюдо?

– Это очень развитый вид спорта, как в Старом Свете, так и во всем мире. Плюс большую роль играет еще и субъективизм. Об уровне говорит тот фактор, что олимпийский чемпион может проиграть любому, а потому на ошибку не имеешь права. Вдобавок ко всему надо требовательно относиться к себе и ребятам, чтобы повторить или улучшить словенский успех. Ведь конкуренция большая – в Мариборе выступили представители более чем сорока стран. Порой на чемпионаты мира по другим видам не приезжает столько команд. Все это говорит о развитии дзюдо.

– Теперь вы наставляете своих подопечных, а сами на татами не рветесь?

– Порой хочется это сделать, но, честно говоря, не остается сил. Хотелось бы выйти и подсказать что-нибудь на практике, но реалии таковы, что приходится помогать с тренерского кресла.

– Говорят, что вы покинули в свое время Азербайджан из-за конкуренции за место в составе?

– Тогда претендентов в команду оказалось достаточно. Но, простите за нескромность, в то время я был вне конкуренции. Я был первым мастером спорта международного класса в республике, призером Спартакиады народов СССР. Поэтому об острой борьбе в “основе” говорить не приходится, хотя в то время мы имели неплохой состав. Для того чтобы попасть в сборную, я без перерыва, в течение 10-15 лет подряд, выигрывал чемпионаты республики по самбо и дзюдо. Поэтому я не испытывал никаких проблем и при поездках на международные старты.

– Значит, проблема не в конкуренции?

– Последнее соревнование в рамках чемпионата СССР переполнило чашу терпения. Я выиграл четыре схватки, и меня некрасиво засудили в полуфинальном бою. Увидев, что наша сторона не может обеспечить честное судейство, я уехал.

– Какие чувства вы испытывали, когда выходили на татами против соотечественников?

– Очень много раз встречался со своими земляками, с которыми нахожусь в хороших отношениях. На последней Олимпиаде боролся с Эльчином Исмайловым. Но Эльчин – это молодое поколение, жребий сводил и с ребятами постарше, и с одногодками. Я всем им благодарен за уважение, которое они проявляют по отношению ко мне. Однако спорт такая вещь, что до выхода на татами мы можем приветствовать и обнимать друг друга, но в ходе схватки все забывается. А после нее все прежние теплые отношения возобновляются, независимо от результата.

– В каком качестве проявить себя труднее – как спортсмену или как тренеру?

– Здесь есть две стороны. Если ты атлет, обладаешь талантом, ты должен проявить силу духа, характер, огромное трудолюбие плюс благословение свыше, чтобы все это вкупе сложилось и ты показал результат. Здесь многое зависит от твоих качеств, хотя большим плюсом является и попадание к хорошему наставнику. В плане тренерства, наверное, более тяжело. Надо иметь и определенную степень везения, чтобы к тебе попал нужный “материал”, из которого можно что-то сделать. Ведь лепить из пластилина легче, чем ваять из мрамора. Счастье, если к тебе попадут сильные духом ребята, трудолюбивые, не обделенные талантом. Так что тренерская стезя требует больших усилий.

– Но ближайшее будущее вы связываете со сборной Беларуси?

– На данном этапе – да, во всяком случае до Олимпиады. Сейчас я возглавляю команду, но еще недавно даже не мог предположить, что буду работать наставником.

– А часто бываете в Баку?

– В последние несколько лет я сюда зачастил. Приезжал прошлым летом, затем в ноябре, когда руководство страны пригласило на Всемирный съезд азербайджанцев.

– Город сильно изменился?

– Да, к нашей радости и гордости, произошли перемены в лучшую сторону. Стал таким, каким я знал его прежде. Исчезли грязь, необустроенность, столица стала красивей, даже как-то “посвежела”.

– И все же спорт для вас поначалу являлся хобби?

– Еще в детстве, когда шел на тренировку, ребята постоянно подшучивали надо мной. Ведь тогда никто не мог и подумать, что мне удастся чего-то добиться. Но, видите, все сложилось так, что мой труд не пропал даром, я удостоился всех титулов и званий, о которых только мечтал.

– И какова теперь ваша основная цель?

– Я по натуре максималист и мечтатель. Но сам себя называю “приземленным романтиком”. То есть, я мечтаю, но при этом трезво оцениваю ситуацию. На сегодняшний день в сборной Беларуси есть перспектива, каждый человек на своем поприще надеется добиться чего-то существенного. Если я на тренерской стезе, то желаю добиться олимпийского золота от своих учеников. Был бы счастлив и горд, если бы эта задумка осуществилась.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: