Р.ОРУДЖЕВ, Э.ФАХРИ
Вчера, начиная с 11.00 утра, на постах близ Нардарана начались аресты жителей села, направлявшихся в город. Из проезжавших автобусов вытаскивались по 2-4 человека. В итоге набралась группа из 17 молодых мужчин. Всех их, по словам нардаранцев, отвезли в 12-е отделение Сабунчинского райуправления полиции. Узнав об этом, нардаранский участковый, капитан полиции, связался с главой РУП Тогрулом Рагимовым, а затем выехал в 12-е отделение.
Во второй половине дня, около 16.00, арестованных освободили и на автобусе привезли в село. По словам хаджи Гаджиаги Нуриева, задержания происходили непосредственно под контролем главы совместной следственной группы МВД и Прокуратуры по нардаранским событиям Сейфаддина Акперова. Однако на вопросы “Эхо” в 12-м отделении Сабунчинского РУП ответили, что информация о факте ареста не соответствует действительности. То же самое сказал корреспонденту “Эхо” находившийся в отделении сотрудник группы С.Акперова Али Мовламов. Между тем, как рассказали Г.Нуриеву сами отпущенные односельчане, в 12-м отделении с ними разговаривал также и С.Акперов.
Их расспрашивали о подробностях событий 3 июня: были ли они там, что видели, участвовали ли в беспорядках, откуда в центре села оказалось много камней? Спрашивали о том, кто обычно собирается на площади Имама Хусейна и чем они там занимаются. Никаких нарушений в отношении них в отделении полиции совершено не было, говорит Г.Нуриев, “просто создается ощущение, что они играют с нашим терпением, оказывают морально-психическое давление. В основном все, кого задержали, везли на продажу в город выращенные овощи. Все это похоже на провокацию”. Помимо этого, утром троих сельских аксакалов – Алимамеда Азимова, хаджи Кемаля Гасанова и Гульагу Яхшибекова – вызвали в Сабунчинскую исполнительную власть на беседу с ее главой Алибабой Алиевым.
Вернувшись в село около 13.00, старики рассказали, что, похоже, власти собираются принять решение о постах вокруг Нардарана, поскольку их расспрашивали о том, как население относится к наличию постов, не вызывают ли они волнений в поселке. Около 17.30 А.Алиев вновь вызвал аксакалов в Сабунчи, выслав за ними служебную машину и сообщив, что он получил какой-то “ответ из центра”. В поселок старики вернулись около 20.00. На площади они рассказали односельчанам, что в беседе с ними, кроме А.Алиева, участвовала депутат ММ Асметханым Мамедова.
Выяснилось, что уже в третий раз за последнюю неделю власти предприняли попытку уговорить сельчан позволить им вывезти из Нардарана остатки сожженных полицейских машин. А.Алиев и А.Мамедова рассказали старикам, будто взамен на это они договорились с полицией 6 июля убрать свои посты с дорог. Аксакалы ответили, что предложение неприемлемо, жители села уже приняли однозначное решение: пока не будут все до последнего освобождены незаконно арестованные нардаранцы остовы ни одной полицейской машины не будут отданы. “Хотите – убирайте посты, не хотите – не надо, – сказали старики. – Машины отданы не будут, пока не выпустят наших односельчан”.
Некоторое время стороны еще препирались, после чего Алибаба Алиев вынужден был признать, что посты будут ликвидированы сегодня и без всяких условий. Информацию об этом, кроме того, подтвердил в комментарии для ANS замначальника ГУП Баку Яшар Алиев, который сказал, что скорее всего посты вокруг Нардарана будут сняты в ближайшее время, а соответствующее распоряжение об этом ожидается уже сегодня. Стоит отметить, что вчера “Комитет по защите социальных прав жителей Нардарана” подверг “штурму” здание Апелляционного суда.
Пикет начался ровно в 15.00. Власти, заранее оповещенные о пикете, забаррикадировали здание суда блюстителями порядка. Правда, особых инцидентов пикетчиков с полицией так и не произошло. Чуть позже председателю комитета Фуаду Гасанову удалось прорваться с резолюцией в руках в здание суда. Ее он вручил кому-то из сотрудников канцелярии суда.
В беседе с корреспондентом “Эхо” Ф.Гасанов сообщил, что в резолюции содержатся требования об освобождении задержанных в ходе событий в Нардаране, о привлечении к уголовной ответственности сотрудников полиции, открывших огонь по митингующим, и, наконец, наказании высокопоставленных должностных лиц, попирающих социальные права жителей поселка.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год