Бойкот или участие?

Л.ТАРВЕРДИЕВ

Оппозиция продолжает определять свое отношение к референдуму 24 августа. Тема настолько актуальна, что дошла даже до закрытых обсуждений. “Круглый стол” на тему “Референдум по внесению изменений в Конституцию” собрал вчера в Бакинском пресс-клубе лидеров 8 оппозиционных партий страны.

Инициатором закрытой встречи стала Демократическая партия (ДПА). На обсуждения пришли сам виновник дискуссии Сардар Джалалоглу, башкан “Мусават” Иса Гамбар, председатель АМИП Этибар Мамедов, Народной партии – Панах Гусейнов и др. Правда, организация мероприятия оставляла желать лучшего: некоторым не были направлены приглашения, некоторым сообщили очень поздно, возникли проблемы с графиком встреч и т.д. Поэтому беседа лидеров началась с инцидента. Выяснилось, что среди присутствующих не все – лидеры. ПНФА “реформаторов”, Либеральная партия Азербайджана (ЛПА), “Адалят”, к примеру, были представлены заместителями председателей.

Так, председатель ПНФА Али Керимли встречался в это время с представителями Национального института демократии США, а Лала Шовкет находилась вне пределов Баку. Однако инициатор встречи решил принять меры. Генсек ДПА сказал, что “сюда пригласили председателей партий”. А раз пришли замы, то пусть участвуют на положении наблюдателей, не вмешиваясь в ход обсуждений, сказал Джалалоглу. Зампреды со статусом наблюдателей не согласились, и заседание покинули представлявший ПНФА “реформаторов” Фуад Мустафаев и ЛПА – Аваз Темирхан. Через некоторое время ушел и зампред “Адалят”. Когда “равностатусные” закрытые обсуждения закончились, началась встреча с прессой.

С журналистами говорил Сардар Джалалоглу, а председатель Народной партии Панах Гусейнов почему-то тоже сел среди журналистов и начал внимательно слушать. Он только изредка тихо комментировал рядом сидящим журналистам заявления Джалалоглу, а в остальное время молчал. Как оказалось, вчера 8 оппозиционных лидеров определили всем остальным партиям время. Джалалоглу сказал, что до начала следующей недели все партии должны выразить свое отношение к намечаемому референдуму. Однако генсек ДПА не определил последовательность, с которой партии должны высказывать свое мнение. Кроме того, некоторые партии уже выражали свое отношение к референдуму.

Но не пришли на вчерашние обсуждения. К примеру, партии “Милли Истиглал”, “Вахдат” и Социал-демократическая уже объявили о бойкоте. Вчера от СДПА на закрытые слушания приглашали сопредседателя СДПА Зардушта Ализаде, но он позвонил генсеку ДПА, извинился и сказал, что прийти не сможет. Другого сопредседателя СДПА – Араза Ализаде, по словам Джалалоглу, “нигде не нашли”. А лидеру “Вахдат” Таиру Керимли не успели отправить приглашение. Засчитают ли им прежние заявления в свете вчерашней закрытой встречи лидеров?..

После того, как эти выяснения отношений завершатся, планируется создать некий координационный центр для согласования действий. Генсек ДПА сказал, что все идет к бойкоту оппозицией референдума. Отвечая на вопрос журналистов, Джалалоглу отметил, что “с партиями, которые на 100% против бойкота, мы, естественно, сотрудничать не будем”. Однако и этот пункт заявления Джалалоглу вызывает вопросы. Даже не вопросы, а математические задачи. Возьмем, к примеру, ПНФА “реформаторов”, зампред которой вынужден был вчера покинуть заседание после заявления Джалалоглу.

Фуад Мустафаев заявляет, что “пока нужно добиваться отмены референдума или исключения из повестки репрессивных пунктов”. Вопрос бойкота нужно поднимать ближе к референдуму, считает представитель ПНФА. Вопрос: на сколько процентов ПНФА поддерживает идею бойкота? Не на 0%, потому что от перспективы бойкота партия не отказывается. Наверное, больше чем на 50%, потому что ПНФА не противопоставляет идею бойкота участию на референдуму и голосованию “против”. Но хватит ли этих “более 50%” для сотрудничества между ДПА и ПНФА “реформаторов”? Фуад Мустафаев, к примеру, заявляет, что обиды на Джалалоглу за обструкцию не держит. “Когда приедет Расул Гулиев, мы Джалалоглу из всех протоколов вычеркнем и приглашать на мероприятия не будем”, – говорит представитель ПНФА.

По словам Мустафаева, “грядущий референдум гораздо важнее генсека ДПА”, поэтому ПНФА продолжит борьбу в сотрудничестве с оппозиционными партиями… Потом Джалалоглу сказал, что при организации АМИП и “Мусават” пройдет совместное заседание оппозиционных лидеров, на котором будет обсуждена программа действий по бойкоту референдума. Пока, по словам Джалалоглу, “об активном бойкоте речь не идет”. И это были самые значимые заявления по итогам вчерашнего закрытого заседания. Никакого подобия сенсаций или даже неожиданных заявлений. Зачем закрывались?

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: